Какие ошибки клиенты МФО допускают чаще всего
С каждым годом банки все больше ужесточают требования к потенциальным клиентам. Поэтому неудивительно, что многие россияне предпочитают пользоваться услугами микрофинансовых организаций: это доступно, удобно и быстро. Однако заемщикам, особенно неопытным, приходится быть внимательными, чтобы избегать некоторых распространенных ошибок.
Обращение в сомнительные МФО
Не следует подавать заявку в первую попавшуюся компанию, даже если средства необходимы срочно. Сначала нужно тщательно изучить микрофинансовую организацию: иначе есть риск воспользоваться услугами серых кредиторов, не имеющих лицензии на ведение деятельности. Их деятельность никем не регулируется, поэтому заемщик может столкнуться с грабительскими процентами, необоснованным начислением крупных штрафов и прочими проблемами.
Нужно уметь различать мошеннические и легальные МФО, чтобы не попадать в неприятности. В первую очередь нужно убедиться, что МФО присутствует в специальном реестре, который находится на сайте Центрального банка. Если ее нет в списке, пользоваться ее услугами не стоит: скорее всего, это мошенники.
Игнорирование выгодных предложений
Тщательный подход к выбору микрофинансовой организации важен еще и потому, что это позволяет неплохо сэкономить. Многие компании для привлечения клиентов предоставляют первый микрозайм бесплатно: при условии погашения в срок платить проценты не придется.
Главное, внимательно изучить договор. Беспроцентный период может существенно различаться в зависимости от МФО. Иногда это 7 дней, порой - 2 недели и более.
Также следует учитывать, что при досрочном погашении компания может начислить проценты за фактическое время пользования заемными средствами.
Найти МФО, предлагающие выгодные условия, проще всего через один из финансовых маркетплейсов. Все компании на них тщательно проверяются, поэтому риск наткнуться на мошенников отсутствует.
Предоставление недостоверной информации
Микрофинансовая организация должна убедиться в платежеспособности нового клиента, поэтому при регистрации аккаунта ему потребуется заполнить анкету, указав персональные данные: ФИО, адрес регистрации, уровень дохода, семейное положение и т.д.
Некоторые потенциальные клиенты указывают недостоверные данные, надеясь, что это повысит вероятность одобрения заявки. Например, они могут завысить уровень дохода или написать, что работают в банке или полиции.
Но все это бессмысленно: современные микрофинансовые организации проверяют информацию в заявке при помощи специализированных скоринг-систем, которые в первую очередь оценивают состояние кредитной истории потенциального заемщика. Их интересует количество обязательств перед банками и другими МФО, наличие просрочек и т.д.
Для микрофинансовой организации профессия или регион проживания клиента никакого значения не имеют. Но если обнаружится, что он указал о себе неверные сведения, это может быть расценено как попытка мошенничества: тогда микрозайм точно не одобрят.
Невнимательное чтение договора
Договор нужно тщательно изучить даже перед тем, как взять 1 000 рублей. Иначе есть риск подключения дополнительных платных услуг — СМС-уведомлений, юридических консультаций, телемедицины и т.п. Часто невнимательным клиентам навязывают страховку.
В результате итоговая переплата может превысить сумму микрозайма вдвое. Чтобы избежать этого, нужно прочитать весь текст договора и удостовериться, что никаких дополнительных услуг нет (многие микрофинансовые организации подключают их по умолчанию). Если они присутствуют, то следует отказаться от них, сняв галочки с чекбоксов или отправив соответствующий запрос в службу поддержки МФО.
Скрываться от кредитора
Возникновение просрочки, хотя и грозит начислением штрафов и порчей КИ, не стоит считать катастрофой. Гораздо хуже, если после ее образования заемщик перестает выходить на связь с микрофинансовой организацией. Он может думать, например, что о нем просто забудут.
Однако надеяться на такое глупо. Проценты и неустойка продолжат начисляться. Не сумев связаться с клиентом, МФО может продать долг коллекторам или обратиться в суд. В первом случае заемщик столкнется с назойливыми звонками, а во втором - с арестом счетов и даже имущества.
Поэтому при возникновении проблем с деньгами следует как можно скорее выйти на контакт с микрофинансовой организацией. Она заинтересована в возврате средств, поэтому, вероятнее всего, пойдет навстречу - например, предложит пролонгацию договора либо реструктуризацию задолженности, что позволит сохранить имущество.
В любом случае перед подачей заявки на микрозайм следует адекватно оценить свои финансовые возможности. Пользоваться услугами МФО стоит, только если есть уверенность в том, что долг удастся погасить вовремя.
Опубликовано 12.12.2024 19:11