Восстановление экономики в России возобновляется
По мере того, как российская экономика пытается положить конец рецессии, наращивание импорта в динамике, последний раз наблюдавшейся в 2011 году, может означать, что впереди будет еще продолжительный трудный период.
В то время как высшие должностные лица, включая президента Владимира Путина, рассчитывали на укрепление рубля, чтобы сделать иностранные товары менее дорогостоящими и упростить путь для компаний по поставке оборудования и технологий, всплеск поставок из-за рубежа может обмануть. По словам Альфа-банка, вместо того, чтобы впадать в бум инвестиций, компании используют прибыль в обменном курсе, чтобы нарастить запасы, а также отменить планы увеличения капитальных затрат.
Поощрение инвестиций путем отстаивания преимуществ более сильной валюты является одним из немногих вариантов, которому Россия должна следовать и готовить почву, утраченную во время самой продолжительной рецессии в этом столетии. Но власти пока не могут продемонстрировать свои усилия, так как валовой внутренний продукт увеличился всего на 0,5% по сравнению с предыдущим годом в прошлом квартале после увеличения на 0,3% в предыдущие три месяца.
Рост импорта, который в январе-марте составлял в среднем 27%, «не является устойчивым», таковы данные инвестиционно-банковской группы крупнейшего российского кредитора.
«Увеличение импорта в таком темпе - временное явление, связанное с укреплением рубля, - говорит Антон Струтченевский, экономист Сбербанка CIB. «Динамика импорта замедляется».
Несмотря на незначительный рост в течение двух кварталов после почти двухлетнего спада, показатели экономики пока что контрастируют с резкими подъемами в России после двух предыдущих спадов, когда рост достиг 4,5% в 2010 году и 6,4% в 1999 году. Усугубляя перспективы, потребительские расходы проваливаются на взлете, несмотря на повышение доходов и ралли рубля, который по итогам года вырос более чем на 6% по отношению к доллару.
ВВП может увеличиться не более чем на 1,5% в 2017 году после сокращения на 0,2% в прошлом году, согласно базовому сценарию центрального банка, который предполагает нефть по цене 50 долларов за баррель. «Учитывая, что рост и спрос по-прежнему довольно слабы во всем мире и внутри страны, экономика вряд ли готова к более значительному ускорению в ближайшее время», - говорит главный экономист BCS Financial Group Владимир Тихомиров, московский брокер. «В конечном итоге все сталкивается с известными ограничениями, которые связаны со структурными проблемами и программой реформ».
Для Сбербанка CIB Россия движется в «противоположном» направлении по сравнению с тем, что он видит как единственный путь к обеспечению устойчивого роста: переход к модели, ориентированной на экспорт. В то время как доля машин и оборудования выросла до 44% от общего объема импорта за первые два месяца, с 42% за тот же период годом ранее, за «быстрым пикапом» во всех продуктах последнего квартала может быть сильный рубль, а не всплеск инвестиций, сообщает Альфа-банк.
Реальный эффективный обменный курс рубля, измеряемый по отношению к валютам основных торговых партнеров России, в то же время снижающий влияние инфляции, по сравнению с предыдущим годом вырос до 8,3% с апреля до самого высокого уровня с 2014 года, свидетельствуют данные центрального банка.
«Мы считаем, что это просто из-за того, что компании перестраивают свои запасы, чтобы воспользоваться резким повышением обменного курса рубля, - говорит Наталья Орлова, главный экономист Альфа-банка в Москве.
Тем не менее, центральный банк уверен, что «длительная инвестиционная пауза» уже закончилась и, по оценкам, ежегодные темпы роста капитальных расходов составляли от 1% до 3% в первом квартале 2017 года. В течение рецессии он сохранил «умеренно жесткую» монетарную политику, доведя инфляцию до целевых 4% на несколько месяцев раньше графика. Удерживая цены под контролем, Банк России считает, что он помогает накоплениям сбережений, которые могут быть источником инвестиций, необходимых экономике.
По крайней мере, на данный момент, этого может быть недостаточно. По словам Валерия Миронова, заместителя директора Центра развития Московской высшей школы экономики, при принятии инвестиционных решений компании также вынуждены манипулировать такими факторами, как геополитика, санкции и президентские выборы в следующем году в России. По его словам, для бизнеса неопределенность является самым большим препятствием на пути капиталовложений.
«Трудно расширять инвестиции в условиях такой сильной неопределенности», - сказал Миронов.
По данным Morgan Stanley, рост экономики России в долгосрочной перспективе может составить около 1,8% в год, но ее производительность «сильно зависит от скорости процесса реформ и темпов инвестиций».
Источник - Gulf-times.com
Опубликовано 22.05.2017 22:42