О САЙТЕ КАТАЛОГ КОНТАКТЫ ENGLISH
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ОБЗОРЫ КОТИРОВКИ СТАТИСТИКА СТАТЬИ

Мировая экономика без Китая

Обрушится ли китайская экономика? Со своими долговыми выступами и имущественными пузырями, государственными предприятиями зомби и испытывающими проблемы банками, Китай все чаще изображается как очередная катастрофа в предкризисном мире.

Я по-прежнему убежден, что такие опасения преувеличены, и что Китай имеет стратегии, необходимые средства и стремление к достижению драматических структурных преобразований в основе служб потребительского общества, в то же время успешно уклоняясь от сложнейших циклических встречных ветров. Но я, конечно, признаю, что сейчас это мнение меньшинства.

Например, министр финансов США Джейкоб Дж. Лью продолжает выражать довольно озадачивающее мнение, что Соединенные Штаты "не могут быть единственным двигателем в мировой экономике". На самом деле, это не: китайская экономика на правильном пути, чтобы внести более чем в четыре раза больший вклад в глобальный рост, чем США в этом году. Но возможно Лью уже принимает худшее для Китая в его оценке мировой экономики.

Так что, если сомневающиеся относительно Китая правы? Что делать, если экономика Китая действительно обрушится, а темпы ее роста уменьшатся до небольших однозначных цифр или даже отрицательной территории, как это имело бы место в большинстве кризисных экономик? Китай пострадал бы, конечно, но шаткая мировая экономика тем более. Со всем заламыванием рук по китайской экономике этот мысленный эксперимент достоин более подробного рассмотрения.

Во-первых, без Китая, мировая экономика уже была бы в состоянии рецессии. Темпы роста Китая в этом году составят 6,7% - значительно выше, чем ожидали большинство прогнозистов. По данным Международного валютного фонда - официального арбитра глобальных экономических показателей – на счету китайской экономики 17,3% мирового ВВП (при измерении по паритету покупательной способности). Увеличение реального ВВП Китая на 6,7%, таким образом, приводит к примерно 1,2 процента роста мировой экономики. При отсутствии Китая, этот вклад должен был бы быть вычтен из вниз пересмотренной оценки МВФ - рост мирового ВВП на 3,1% в 2016 году. Таким образом, показатель составил бы 1,9% - значительно ниже порогового значения 2,5%, обычно связанного с глобальными спадами.

Конечно, это только прямое воздействие на мир без Китая. Но ведь еще существуют трансграничные связи с другими крупными экономиками.

Так называемым ресурсным экономикам, а именно - Австралия, Новая Зеландия, Канада, Россия и Бразилия - будет особенно тяжело. Как ресурсоемкая безжалостная сила роста, Китай преобразовал эти экономические системы, которые коллективно составляют почти 9% мирового ВВП. В то время как все они утверждают, что они диверсифицируют экономические структуры, которые не слишком зависят от китайского спроса на сырьевые товары, валютные рынки говорят об ином: всякий раз, когда ожидания роста Китая пересматриваются - вверх или вниз - их обменные курсы двигаются в тандеме. МВФ в настоящее время прогнозирует, что эти пять стран сократятся в совокупности на 0,7% в 2016 году, что отражает продолжающиеся экономический спад в России и Бразилии и умеренный рост в трех других. Само собой разумеется, в сценарии имплозии Китая, эта базовая оценка будет значительно пересмотрена в сторону понижения.

То же самое будет иметь место для азиатских торговых партнеров Китая - большинство из которых остаются экспортно-зависимыми экономиками, с китайским рынком как крупнейшим источником внешнего спроса. Это касается не только небольших азиатских развивающихся стран, таких как Индонезия, Филиппины и Таиланд, но и более крупных и развитых стран региона, таких как Япония, Корея и Тайвань. В совокупности эти шесть китайско-зависимых азиатских экономик составляют еще 11% мирового ВВП. Гипотетическая имплозия легко может сбить по меньшей мере один процентный пункт их комбинированного темпа роста.

Соединенные Штаты также стоит рассмотреть. Китай является третьим по величине и наиболее быстро растущим экспортным рынком Америки. В сценарии китайской имплозии тот спрос на экспорт почти «высох» бы, что привело бы к сокращению на 0,2-0,3 процентных пункта и без того нерегулярного экономического роста в США - примерно до 1,6% в 2016 году.

Наконец, есть Европа. Рост в Германии, долгое время двигатель без нее склеротической континентальной экономики, по-прежнему в значительной степени зависит от экспорта. То есть из-за все большей важности Китая – это теперь третий по величине экспортный рынок Германии, после Европейского союза и США. В сценарии имплозии Китая, немецкий экономический рост также может быть значительно ниже, увлекая вниз остальную часть находящейся под германским руководством Европы.

Интересно, что в своем только что выпущенном октябрьском докладе World Economic Outlook, МВФ посвящает целую главу анализу внешних эффектов Китая – оценке на базе модели глобальных последствий замедления Китая. В соответствии с приведенными выше аргументами, МВФ сосредотачивается на связях с экспортерами сырьевых товаров, азиатскими экспортерами и как они называют "системными странами с развитой экономикой" (Германия, Япония и США), которые будут наиболее подвержены китайскому экономическому спаду. По их расчетам, влияние на Азию будет самым большим, чуть меньше на ресурсные экономики; чувствительность трех развитых стран оценивается примерно в половину от китайских азиатских (без Японии) торговых партнеров.

Исследования МВФ показывают, что глобальные переливы Китая добавили бы еще примерно 25% к прямому воздействию имплозии Китая. Это означает, что, если бы экономический рост Китая растворился в воздухе, то в соответствии с нашим мысленным экспериментом, сумма прямых эффектов (1,2 процентных пункта роста мировой экономики) и косвенные переливов (примерно еще 0,3 процентных пункта), по существу бы вдвое сократила текущую базовую оценку роста мировой экономики в 2016 году с 3,1% до 1,6%. Несмотря на то, что это было бы намного меньше рекордного глобального сокращения на 0,1% в 2009 году, рост не сильно бы отличался от двух прежних глубоких мировых рецессий в 1975 году (рост на 1,0%) и 1982 году (на 0,7%).

Может быть, я один из немногих оптимистов относительно Китая. Хотя я вряд ли оптимистичен о перспективах мировой экономики, и думаю, что мир сталкивается с гораздо большими проблемами, чем крупный обвал в Китае. Тем не менее, я первый кто признает, что посткризисная мировая экономика без роста экономики Китая будет иметь серьезные трудности. Медведи по Китаю должны быть осторожными в отношении того, что они желают.

Источник - Project-syndicate.org, автор – Стивен С. Роач

Опубликовано 29.10.2016 12:46

Экономические статьи

 + Мировые товарные рынки

 + Экономические блоки

 + Финансы и инвестиции

 + Экономика предприятия

 + Экономические индексы

 + Макроэкономика

 + Основы менеджмента

 + Основы маркетинга

 + Мировая экономика

 + Экономические организации

 + Стратегическое управление

 + Экономика стран мира

Графики

 + Показатели стран мира

 + Курсы валют

 + Фондовые индексы

 + Цены на биржевые товары

 + Цены на акции

 + Экономические индикаторы

Экономические показатели

Экономические новости

18.09.2023 16:54 Мировой спрос на уран вырастет на 28% к 2030 году в условиях доминирования России

17.06.2023 16:37 Потребительская инфляция в России в мае и первой половине июня немного ускорилась

09.06.2023 12:37 В мае Россия продемонстрировала солидные экономические результаты

08.06.2023 16:11 Темпы роста ВВП РФ составят примерно 1% в 2023 году

25.05.2023 18:35 Экономика России сократилась на 1,9% в I квартале 2023 года

14.05.2023 17:12 Уровень годовой инфляции в России в апреле снизился до 2,3%

26.04.2023 14:34 Рейтинг кредитоспособности банка «ЦентроКредит» был подтвержден на уровне «ruBB»

23.04.2023 16:17 Аналитики ING прогнозируют большие сдвиги и слабый рост в мировой торговле в 2023 году

14.04.2023 14:33 По прогнозу МВФ ВВП России вырастет на 0,7% в 2023 году и на 1,3% в 2024 году

06.04.2023 20:43 Деловая активность в секторе услуг России существенно повысилась в марте