ВВП Китая посылает сигналы о проблемах с экономическими реформами
Китай сохранил темпы роста 6,7% во втором квартале - плохой знак для тех, кто искал признаков экономической реструктуризации.
Экономисты говорят, что медленный темп роста во втором квартале, но больший чем на 6,7% в первом квартале, направил бы приветственный сигнал, что Китай предпринимает усилия для решения проблемы избыточного промышленного производства, роста корпоративного долга и реформирования предприятий, находящихся в государственной собственности.
Вместо этого, наращиванием государственных расходов и открытием кредитных кранов, Пекин, вероятно, подпитывает избыточные мощности и стимулирует вытеснение частных компаний склонными к риску государственными банками и громоздкими государственными корпорациями.
Это происходит несмотря на неоднократные призывы премьер-министра Ли Кэцяна и других высших должностных лиц содействовать инновационной деятельности, предпринимательству и структурным реформам, с тем чтобы перевести экономику от питаемой кредитами инфраструктуры к индустрии высоких технологий и услуг.
"Это довольно ясная картина с большими, с избыточными производственными мощностями государственными предприятиями, получающими кредиты и не поддерживающими планы реформ", - отметил аналитик IG Markets Ltd. Ангус Николсон. "Правительство хорошо рассказывает о помощи частному сектору, проталкивании предложений о реформах и снижении инвестиций в государственные компании, но вы на самом деле не видите ничего из этого в статистике".
Тяжелая рука государства может быть легко обнаружена в данных, говорят экономисты. Первый и второй кварталы показали слабый рост в течение первых двух месяцев с последующим увеличением кредитов и повышением расходов в последние месяцы квартала, которые подтолкнули вверх показатель роста. Общее социальное финансирование, широкая мера кредитов в экономике, увеличилось более чем в два раза в июне по сравнению с маем и в три раза в марте по сравнению с февралем.
Как только кредиты пошли в экономику, большинство из них обнаружились в менее производительном государственном секторе, спекулянтов на рынке недвижимости и в проблемных отраслях в ущерб предпринимателям и частным компаниям, которые обеспечивают создание новых рабочих мест.
В то время как официальные лица неоднократно обращались к государственным банкам с просьбой кредитовать перспективные стартапы и создание частных компаний, банки, как правило, выдают кредиты государственным компаниям при неявной гарантии того, что Пекин будет спасать данные компании, если они столкнутся с трудностями. "Банки не должны дискриминировать при предоставлении финансовых услуг частным компаниям", - сообщил регулятор банков Китая в заявлении на своем веб-сайте.
Заявки на получение кредитов в банках от частных компаний часто означают гораздо более пристальное внимание, чем то, с которым сталкиваются государственные фирмы, к кредитным рейтингам, условиям гарантии и соотношению активов и пассивов, отметила Джеки Сян, директор International Engineering Group Co. в городе Jiangyin на востоке Китая. "Финансируемые страной проекты действительно должны быть открыты для способных частных компаний, а не только для государственных компаний", - говорит г-жа Сян.
Даже когда Пекин рекламирует планы по сокращению избыточных мощностей стали примерно на 10% в ближайшие годы - на фоне растущих жалоб со стороны иностранных торговых партнеров, что Китай продает сталь ниже себестоимости продукции - суточное производство стали в июне установило новый рекорд.
Государственные фирмы значительно сократили свои потери в первой половине этого года, по официальным данным, опубликованным в четверг, благодаря правительственным стимулирующим проектам. А продажи недвижимости в 2016 году выросли на 50% в годовом исчислении на крупнейших рынках, что вынуждает власти накладывать ограничения на покупки, даже в пока незаселенных жилых домах в небольших городах.
В течение первых пяти месяцев 2016 года, крупные металлургические заводы получили совокупную прибыль в размере 8,7 млрд юаней ($1,3 млрд) по сравнению с убытком в 64,5 млрд юаней к 2015 году, по данным China Iron & Steel Association.
Многие экономисты, в том числе в МВФ и Всемирный банк, призвали Китай отказаться от своей навязчивой идеи с целями роста, чтобы уменьшить количество искусственного экономического стимулирования, а также сосредоточиться на реформах в направлении к более значимому росту и более быстрому переходу от традиционного производства и инфраструктуры.
"Там меньше перебалансирования к новой экономике, так как это подпирают очень слабой фискальной и, даже в большей степени, денежно-кредитной политикой", - сказала Алисия Гарсия-Эрреро, что приводит к "хорошим, но приготовленным" цифрам роста, добавила она.
При годовом целевом показателе роста от 6,5% до 7,0%, Пекин в этом году повысил целевой показатель по дефициту правительства до 3% от валового внутреннего продукта с 2,3% ВВП в 2015 году, и эта цифра, скорее всего окажется заниженной, если подсчитать не только учитываемые расходы правительства, говорят экономисты. Государственные расходы в июне выросли почти на 20%, сообщил Минфин, рост более чем на два процентных пункта по сравнению с уровнем мая.
В то время как инвестиции государственных компаний увеличились на 23,5% в годовом исчислении и государственные инвестиции в инфраструктуру подскочили на 20,9% в первой половине 2016 года - как умеренное увеличение по сравнению с данными первого квартала - частные инвестиции выросли на ничтожные 2,8% в первой половине, снизившись с уровня первого квартала на 5,7%.
"Частный сектор действительно вытеснили из инвестиций", - сказал г-н Николсон из IG. "Вы не можете в условиях командной экономики заставлять частные компании вкладывать деньги так, как вы можете в случае с государственными компаниями".
Источник - Hellenicshippingnews.com, Ereport.ru
Опубликовано 28.07.2016 13:45