О САЙТЕ КАТАЛОГ КОНТАКТЫ ENGLISH
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ОБЗОРЫ КОТИРОВКИ СТАТИСТИКА СТАТЬИ

Будет ли низкий рост новой нормой для мировой экономики?

За 25 лет до Великой рецессии 2008-2009 годов, Соединенные Штаты пережили два коротких, мягких спада и два сильных, длинных периода роста. Во всем мире доходы населения быстро росли; инфляция уменьшалась; а на фондовых рынках наблюдался бум. Кроме того, последний крупный спад в начале 1980-х годов, принес за собой около четверти века беспрецедентно сильной и стабильной макроэкономической ситуации. На этот раз, однако, возобновление роста проходит намного сложнее.

Восстановление Америки со времен Великой рецессии было непоследовательным, рост неоднократно увеличивался, а затем замедлялся практически до нуля. На самом деле, в США уже в течение десятилетия не наблюдалось три последовательных квартала роста выше 3 процентов. Хотя снижение цен на нефть помогает потребителям, этот выигрыш компенсируется меньшими инвестициями в энергетику и последствиями сильного доллара.

США не одиноки. Хотя большинство европейских экономик сейчас снова растет, опираясь на более низкие цены на нефть и падение курса евро, темпы роста все же остаются анемичными. Точно так же, восстановление Японии остается хрупким, несмотря на решительные усилия правительства. Даже крупные развивающиеся экономики, которые должны были служить глобальными двигателями роста в ближайшие годы, борются с замедлением экономики: Китай и Индия перешли понижающую передачу, а Бразилия и Россия сокращаются.

Когда бум или кризис длятся в течение длительного времени, начинает казаться, что это будет продолжаться бесконечно. Шесть лет спустя после кризиса, некоторые видные экономисты говорят о том, что недостаточные инвестиции и /или более низкие прибыли от технологических инноваций подвинули глобальную экономику в "новый нормальный" рост, более низкий и медленный. Некоторые экономисты называют это "светским застоем" - причудливый способ сказать, что хорошие времена ушли навсегда. Правы ли они?

В целом экономический рост происходит от суммы роста рабочих часов (увеличение числа рабочих, или количества часов, которые они работают) и производительности (выход за час работы). Если производительность увеличивается на один процент в год, повышение уровня жизни на протяжении последующего поколения будет увеличено на одну треть. Со временем, повышение производительности даже на доли процента пункта будет чрезвычайно важным.

Производительность может быть увеличена путем капитальных вложений, технологических инноваций, и улучшением знаний и навыков рабочей силы, хотя экономисты спорят относительно того, что имеет наибольшее влияние. Согласно исследованиям Майкла Боскина и Ларри Лау, технология сыграла наибольшую роль в повышении производительности в Группе семи стран после Второй мировой войны.

Учитывая это, снижение роста производительности в США, которое составляет в среднем только 0,7 процентов ежегодно, начиная с 2010 года, привело некоторых наблюдателей к мысли о виновности в замедлении неадекватных технологических достижений. Эти пессимисты, такие как экономист Роберт Гордон, утверждают, что новые инновации вряд ли повысят производительность, так как принципиальные вещи, такие как электричество, автомобили и компьютеры были открыты или созданы в позапрошлом и прошлом веке.

Оптимисты возражают, что смартфоны, большие хранилища данных, и ожидаемые достижения в области нанотехнологий, робототехники и биологических науках являются предвестниками новой эры-технологических улучшений производительности. Невозможно предсказать следующее "убийственное изобретение", которое, как они утверждают, обязательно будет сделано.

Обе стороны ссылаются на закон Мура, названный в честь соучредителя компании Intel Гордона Мура, который заметил, что плотность транзисторов на чипе увеличивается в два раза каждые 18 месяцев. Пессимисты утверждают, что это становится все труднее и дороже; оптимисты считают, что закон останется в силе, а чипы будут располагаться в трех измерениях.

Очевидно, что траекторию технического прогресса трудно предсказать. На самом деле, главная коммерческая ценность новых технологий не всегда очевидна даже для изобретателя. Когда Гульельмо Маркони осуществил первую трансатлантическую беспроводную передачу более века назад, он конкурировал с телеграфом на рынке связи; он никогда не предполагал массовых трансляций радио и телевидения. Томас Эдисон разработал фонограф, чтобы помочь слепым - и подал иск, чтобы предотвратить его использование для воспроизведения музыки.

Осложняет дело то тот факт, что следующая волна повышения производительности технологических разработок может произойти в таких секторах, как здравоохранение, где их влияние на экономику трудно измерить. Экономисты считают, что многие улучшения качества здравоохранения - такие, как более эффективные методы лечения катаракты или сердечной болезни - не точно отражаются в реальном ВВП, и неправильно учитываются в повышении цен. Лучшие способы этих изменений являются необходимыми для точной оценки экономического прогресса.

Можно быть уверенными, технологически ориентированный рост несет в себе определенный риск. В то время как старые страхи, что автоматизация и искусственный интеллект вызовут широкую структурную безработицу не оправдались, технологии и глобализация оказывают понижательное давление на заработную плату для всех, кроме самых квалифицированных рабочих в странах с развитой экономикой. Доля капитала в национальном доходе увеличилась, в то время как доля труда упала. Но осуществление политики, которая ограничивает потенциальное повышение производительности за счет технологии будет ошибкой.

Для поощрения более высоких темпов роста и связанного с этим улучшения уровня жизни, правительства должны обеспечить условия, при которых частный сектор имел бы достаточно стимулов для инноваций, предпринимательства и инвестиций в физический и человеческий капитал. Например, должностные лица могут сократить волокиту, обуздать дефицит и долг, проводить налоговую политику, способствующую формированию капитала, реформировать систему образования и инвестировать в исследования и разработки.

Конечно, никто не должен ожидать возврата к докризисному буму, учитывая демографическое давление, с которым сталкиваются почти все крупнейшие экономики, в том числе Китай. Но эти стимулы подарят нам лучшие шансы на продолжение повышения производительности за счет технологии во всех компаниях, от стартапов до научно-исследовательских подразделений крупных корпораций в различных отраслях промышленности от энергетики до медицины.

Источник - Japantimes.co.jp, Ereport.ru

Опубликовано 01.05.2015 20:41

Экономические статьи

 + Мировые товарные рынки

 + Экономические блоки

 + Финансы и инвестиции

 + Экономика предприятия

 + Экономические индексы

 + Макроэкономика

 + Основы менеджмента

 + Основы маркетинга

 + Мировая экономика

 + Экономические организации

 + Стратегическое управление

 + Экономика стран мира

Графики

 + Показатели стран мира

 + Курсы валют

 + Фондовые индексы

 + Цены на биржевые товары

 + Цены на акции

 + Экономические индикаторы

Экономические показатели

Экономические новости

18.09.2023 16:54 Мировой спрос на уран вырастет на 28% к 2030 году в условиях доминирования России

17.06.2023 16:37 Потребительская инфляция в России в мае и первой половине июня немного ускорилась

09.06.2023 12:37 В мае Россия продемонстрировала солидные экономические результаты

08.06.2023 16:11 Темпы роста ВВП РФ составят примерно 1% в 2023 году

25.05.2023 18:35 Экономика России сократилась на 1,9% в I квартале 2023 года

14.05.2023 17:12 Уровень годовой инфляции в России в апреле снизился до 2,3%

26.04.2023 14:34 Рейтинг кредитоспособности банка «ЦентроКредит» был подтвержден на уровне «ruBB»

23.04.2023 16:17 Аналитики ING прогнозируют большие сдвиги и слабый рост в мировой торговле в 2023 году

14.04.2023 14:33 По прогнозу МВФ ВВП России вырастет на 0,7% в 2023 году и на 1,3% в 2024 году

06.04.2023 20:43 Деловая активность в секторе услуг России существенно повысилась в марте