Может ли кризис в России оказать влияние на мировую экономику?
"Западный мир" не мог разработать лучший пакет санкций, чтобы оказать давление на Россию. Сочетание санкций (которые, возможно, еще будут усилены) и снижение цен на нефть оказало значительное влияние на Россию. Как вполне отметила уважаемая экономическая консалтинговая группа, "сейчас мало кто сомневается, что Россия движется к глубокой рецессии".
Также не может быть сомнений, что Россия зависит от нефти. Мы узнали об этом в 1998 году, когда цены на нефть снизились на 58 процентов, и экспорт российской нефти сократился, а со временем, Россия была не в состоянии осуществлять платежи по своим суверенным долгам.
Условия не изменились. Экспорт составляет 28 процентов номинального ВВП России; экспорт нефти составляет 39 процентов от общего объема экспорта. Снижение цен на нефть со $108,66 (средняя цена 2013 года за нефть сорта Brent) до $60 (текущая цена) вместе с санкциями уже вызвало замедление экономики России. Это не произошло в одночасье. Консенсус-прогноз для российской экономики на 2015 год сокращался каждый месяц с января этого года с 3,0 процента до -0,2 процента, и, скорее всего, будет дальнейшее снижение.
Основываясь на опыте 1997 года, в России должно все остановиться. Она повысила процентные ставки и находится на краю рассмотрения ограничений на движение капитала. Курс рубля быстро снижался.
Вопрос в том, "Передастся ли кризис в России в Европу и, возможно, в США?"
Ответ, который мы слышим, "нет". В конце концов, на долю России приходится только 2,7 процента мирового ВВП и 1,7 процента мировой торговли. Кроме того, американские банки кредитовали российскую экономику на сумму только 0,1 процента ВВП, и кредитование России в равной степени является незначительным в других важных странах с точки зрения кредитования, таких как Япония, Великобритания, Германия, и ниже 1 процента от ВВП. Кроме того, потери от снижения цен на нефть сосредоточены среди производителей нефти, а положительные моменты рассеяны среди многих потребителей.
Это аргумент. Но мы отнесемся к нему насторожено.
Хотя случай является убедительным, есть еще на чем подумать. Как историки рынка расскажут вам, кризис в Юго-Восточной Азии начался в Таиланде в 1997 году, когда экономика Таиланда представляла еще меньший процент мирового ВВП и мировой торговли. Таиланд не был так важен в качестве пункта назначения экспорта в 1997 году, как Россия сегодня. Кроме того, кредитование Таиланда американскими банками и банками других стран было даже менее значительным. Многие считали кризис в Таиланде незначительным, но на деле оказалось совсем не так. Кризис передался в другие страны мира таким образом, как предполагали очень немногие.
Обычно существуют три важных механизма передачи:
Психология. Снижение курса валюты Таиланда и фондового рынка испугало инвесторов по всему миру. 28 октября 1997 года Wall Street Journal опубликовал статью: "Промышленный индекс Dow Jones опустился на 554,26 пункта, или 7,18%, до 7161,15 пунктов на фоне массовых продаж, которые начались после падения индексов в Гонконге на прошлой неделе".
Торговые потоки. Когда экономику Таиланда затянуло в рецессию, экспорт в Таиланд из девяти крупных экономик Юго-Восточной Азии снизился. Восемь из девяти крупных экономик Юго-Восточной Азии сократились. Только Китай предотвратил рецессию. Экспорт из США в Юго-Восточную Азию снизился более чем на 10 процентов. Кризис распространился наружу.
Цены на сырьевые товары. Поскольку торговые потоки замедлились, а экономика сжалась, спрос и цены на товары снизились. Цены на нефть снизились на 58 процентов, а на другие сырьевые товары снизились 41 процентов. Экономики стран, зависимых от экспорта сырьевых товаров, включая в Австралию, Новую Зеландию, Бразилию, Канада и Россию вступили рецессию; многие другие приблизились к ней. Кризис распространился наружу.
Трудно поверить, что механизмы передачи на этот раз не будут в рабочем состоянии.
Снижение цен на нефть и другие сырьевые товары уже страшно для инвесторов. Есть мнение, что снижение отражает замедление темпов роста мировой экономики. С этим можно согласиться. Ведь МЭА (Международное энергетическое агентство) понижало свой прогноз мирового потребления нефти пять раз в этом году и МВФ (Международный валютный фонд) снизил свой прогноз роста мировой экономики на 2014 год до 3,3 процента с 3,7 процента, а на 2015 год до 3,8 процента с 3,9 процента. Правда, пока это внесло минимальный вклад в виде 5-процентного снижения S&P 500.
Может кризис в России будет передаваться через снижение торговых потоков? Экспорт в Россию имеет важное значение для Европы. Экспорт составляет 27 процентов европейской экономики и экспорт в Россию составляет 6,9 процентов европейского экспорта. В свою очередь, экспорт в Европу важен для США. Американский экспорт в Европу составляет 17,5 процентов экспорта США.
Может кризис в России будет передаваться через снижение цен на нефть и другие сырьевые товары? В конце концов, цена West Texas Intermediate снизилась на 32 процента, а другие цены на сырьевые товары снизились на 24 процентов. Это снижение цен, конечно же, носит глобальный характер. Инфляция в Европе в настоящее время составляет 0,3 процента. Спрэд между доходностью 5-летних индексируемых на инфляцию облигаций и доходностью 5-летних казначейских облигаций США, прокси-сервер для инфляционных ожиданий, резко сократился.
Это плохие новости. Но есть, по крайней мере, некоторые хорошие новости.
Во-первых, хотя экономики восьми из девяти стран Юго-Восточной Азии сократились в 1998 году, и, хотя экспорт из США в Юго-Восточную Азию сократился в 1998 году, экономика США (и фондовый рынок США) продолжали расти. Очень вероятно, что это будет снова. Вряд ли, кризис в России может сорвать текущий бычий рынок экономического восстановления.
Во-вторых, хотя финансовый кризис в Юго-Восточной Азии был значительным, и, хотя это привело к глобальному снижению цен на акции, он закончился. Это привело цены на акции американских компаний от уровней, которые были, вероятно, переоцененными до уровней, которые были недооценены, а значит создало значимый шаг в ценах. Очень сильный аргумент в отношении того, что нынешний кризис сделает то же самое.
В-третьих, цена на нефть снизилась отчасти потому, что мировая экономика и, следовательно, спрос замедлились, а также потому, что глобальное производство (в частности, добыча нефти в США) возросло.
В-четвертых, экономика самой России все-таки пока не находится в плачевном состоянии. У страны положительный торговый баланс, низкая долговая нагрузка, отсутствие дефицита бюджета. Инфляция, конечно, ударит по карману простым гражданам, однако люди будут стремится больше покупать отечественные товары, больше следить за различными акциями и распродажами, где можно купить что-то подешевле, некоторые наверняка используют промокод купивип, который можно раздобыть на сайте promo-kod.com, для получения скидки на различные товары до 90%. Люди будут адаптироваться, и, хочется надеться, что бизнес тоже. А если это произойдет, да еще и удастся договориться по Украине, то восстановление будет не за горами.
Кроме того, трудно себе представить, чтобы спрос и предложение на рынке нефти за последнее время изменились очень существенно. Возможно, прогноз мирового потребления был слишком завышен, а прогноз мирового производства был слишком низким. Но, даже если мы пересматриваем прогноз по потреблению в сторону снижения, а прогноз для производства в сторону увеличения - до уровней, которые соответствуют пересмотренным оценкам МЭА - мы по-прежнему не можем спрогнозировать равновесную цену на нефть статистически около $65 за баррель.
Поэтому, вероятно, со временем цена вернется к уровню середины 2000-х годов. Правда остается вопрос... когда? Но об этом можно только догадываться.
Источник - CNBC.com, Ereport.ru
Опубликовано 23.12.2014 13:42