О САЙТЕ КАТАЛОГ КОНТАКТЫ ENGLISH
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ОБЗОРЫ КОТИРОВКИ СТАТИСТИКА СТАТЬИ

Растущие региональные долги угрожают стабильности России

В финансовый кризис 2009 года Кремль позволил российским регионам принять на себя главный удар экономического спада в стране, чтобы сохранить видимость успешной работы федерального правительства при номинально небольшом дефиците федерального бюджета и крупных валютных резервах. Но теперь большинство долгов региональных правительств в России настолько высоки, что это становится опасным для федерального правительства и крупных банков и вскоре может стать неуправляемым.

Россия настолько велика, что Кремлю не хватает ресурсов для управления каждым регионом страны напрямую. В настоящее время Россия разделена на 83 региона всех форм и размеров, которые попадают в категории областей, республик, краев, городов федерального значения и автономных округов. Исторически сложилось так, что Кремль дал региональным лидерам (мэрам, губернаторам, руководителям или президентам республик) право самостоятельно управлять своими собственными регионами и обеспечивать лояльность Кремлю и стабильность для страны.

Тем не менее, Кремль постоянно озабочен своим контролем над регионами. Способность федерального правительства поддерживать лояльность каждого региона часто тестировалась на протяжении всей истории. Например, десятки регионов попытались оторваться после падения Советского Союза, что иногда приводило к войнам таким, как в Чечне.

Контроль центрального правительства над регионами был разрушен во время разрушительного финансового кризиса в 1998 году. Многие из региональных руководителей тогда бросили вызов федеральному правительству для того, чтобы бороться за выживание своих регионов. Это был второй худший региональный разрез в России после распада Советского Союза, и это было связано непосредственно с хаосом, вызванным этим крахом. Именно поэтому в настоящее время растущие экономические штаммы в регионах вызывают большое беспокойство у Кремля.

Долги регионов в России

Большинство региональных правительств России всегда имели некоторый уровень долга, но ресурсы на основе доходов от экспорта сохранили его в основном управляемым после кризиса 1998 года. Однако, начиная с финансового кризиса 2008-2009 годов, большинство долгов регионов выросло более чем на 100 процентов - с 35 млрд. долл. в 2010 году до около 78 млрд. долл. в 2014 году, и Standard and Poor`s подсчитал, что этот показатель вырастет до 103 млрд. долл. в 2015 году. Общий государственный долг России – долг федеральных и региональных органов власти в сочетании - составляет около 300 млрд. долл., или 14 процентов от валового внутреннего продукта. Это мало для такой большой страны, как Россия, но проблема в том, что большая часть долга сосредоточена в регионах, которые не имеют так много инструментов по сокращению задолженности, как у федерального правительства.

Из 83 региональных субъектов в России, только 20 смогут сохранить бюджетный профицит или умеренный уровень долга к 2015 году, согласно расчетам Standard and Poor`s. Это повышает риск для других 63 регионов стать нуждающимися в федеральных дотациях или получить дефолт по своей задолженности.

В настоящее время российские регионы финансируют свой долг через банковские кредиты, облигации и бюджетные кредиты (федеральные кредиты, например). Каждый регион должен получить одобрение на федеральном уровне для выпуска облигаций, поскольку региональные облигации создают рыночную конкуренцию для федеральных и корпоративных облигаций. Большинство банковских кредитов в регионах имеют высокие процентные ставки и являются краткосрочными (в основном от двух до пяти лет).

Федеральные кредиты приходят по гораздо более низким ставкам и длительным графиков погашения (в основном от пяти до 20 лет), поэтому, естественно, федеральные кредиты и займы являются более привлекательными для местного самоуправления, хотя невыгодными для федерального правительства. Выдача федеральных кредитов или займов в регионы в 2013 году была ограничена; изначально, Москва заявила, что разместит 4,8 млрд. долл. в виде новых кредитов в регионы в 2013 году, но потом эта сумма сократилась до 2,4 млрд. долл. за счет собственных бюджетных ограничений. Это один из факторов, способствующих драматическому увеличению местного государственного долга.

Экономический застой в России

Следующим фактором, способствующим росту регионального долга является общая экономическая стагнация, которая преследует Россию после финансового кризиса и последующего стимулирования экономики, направленного на вытягивание России из кризиса 2009 года. Несмотря высокие цены на энергоносители в течение всего года, рост валового внутреннего продукта России резко замедлился в 2013 году до 1,5 процента после начальных целевых показателей Кремля 3-4 процента в начале того же года. Это очень мало по сравнению с 7-8 процентами роста в год, наблюдавшимися в России в середине 2000-х годов. Большинство аналитиков считают, что единственный способ, чтобы рост в России оставался положительным в настоящее время - это увеличение энергетических доходов, которые итак составляют половину бюджета федерального правительства и 20-25 процентов от валового внутреннего продукта страны.

Есть несколько причин для экономического застоя России. Во-первых, инвестиции в России были ниже, чем ожидалось в 2013 году. Инвестиции в основной капитал снизились на 1,8 процента в годовом исчислении в первые 10 месяцев 2013 года по сравнению с 9,1 процента роста в годовом исчислении за тот же период в 2012 году. Отток капитала из частного сектора был высокими в 2013 году, с чистым оттоком 48 млрд. долл. за первые девять месяцев 2013 года, по сравнению с 46 млрд. долл. за тот же период в 2012 году. Кроме того, инвестиционные настроения в России оставляют желать лучшего на данный момент, так как Центральный банк России начал мероприятия по закрытию в общей сложности около 800 мелких банков. Многие из этих банков были региональной основой, и их закрытие делает инвестиции в регионах менее привлекательными.

Снижение инвестиций, в сочетании с меньшими корпоративными заимствованиями и снижением спроса во многих отраслях, таких как металлургия, привели к снижению промышленного производства, так как описанные факторы сказались как на крупных компаниях, так и на небольших предприятиях, производящих, например, бытовые и силовые электрические удлинители, катушки и другую электротехническую продукцию. В первые 10 месяцев 2013 года объем промышленного производства не изменился по сравнению с ростом на 2,8 процента в тот же период в 2012 году. Промышленное производство зависит от регионов в России, промышленность обеспечивает почти всю экономику в некоторых регионах. Тридцать один российский регион, в том числе Коми и другие регионы Баренцева моря, имели отрицательный индекс промышленного производства в 2013 году. Оно может еще больше ухудшиться в 2014 году, так как многие из металлургических гигантов планируют продолжить закрытие заводов из-за отсутствия спроса и низких цен. Например, крупнейший в мире производитель алюминия, Русал, приостанавливает работу пяти алюминиевых заводов в Волгограде, Карелии, Ленинградской области и Приуралье и увольняет десятки тысяч рабочих.

Федеральные обязательства России

Еще одним фактором, способствующим росту долгов регионов становятся все более обременительные обязательства перед федеральным правительством. Из доходов, полученных в конкретном регионе, только 37 процентов остается в этом регионе, а остальное идет в федеральный бюджет. Федеральное правительство делает возвращение части средств в регион в виде субсидий и межбюджетных трансфертов, но не более чем на 20 процентов. Сумма дохода, которую Кремль принял из регионов увеличилась на 12 процентов в течение последних трех лет (через увеличение налогов и снижение субсидий), оставляя все меньше и меньше средств для работы региональным властям.

Наблюдался также большой резонанс от региональных правительств в ответ на серию президентских указов, которые Владимир Путин издал, когда был переизбран на третий срок в конце 2011 года. Путин поручил региональным правительствам выполнить ряд задач, таких как заменить все ветхое жилье в 2014 году, и повысить региональные и муниципальные зарплаты на 7-10 процентов в 2014 году и еще на 10 процентов в 2015 году. Регионы говорят об отсутствии средств на выполнение этих задач, так как федеральное правительство не помогает регионам платить за эти проекты. В результате, Кремль уже был вынужден отложить указ о замене ветхого жилья новым до 2016 года из-за отсутствия финансирования в регионах, но указ о зарплате остается на месте и по оценкам, обойдется регионам 56,6 млрд. долл. в течение следующих двух лет.

Источник - Forbes, Ereport

Опубликовано 18.02.2014 13:10

Экономические статьи

 + Мировые товарные рынки

 + Экономические блоки

 + Финансы и инвестиции

 + Экономика предприятия

 + Экономические индексы

 + Макроэкономика

 + Основы менеджмента

 + Основы маркетинга

 + Мировая экономика

 + Экономические организации

 + Стратегическое управление

 + Экономика стран мира

Графики

 + Показатели стран мира

 + Курсы валют

 + Фондовые индексы

 + Цены на биржевые товары

 + Цены на акции

 + Экономические индикаторы

Экономические показатели

Экономические новости

18.09.2023 16:54 Мировой спрос на уран вырастет на 28% к 2030 году в условиях доминирования России

17.06.2023 16:37 Потребительская инфляция в России в мае и первой половине июня немного ускорилась

09.06.2023 12:37 В мае Россия продемонстрировала солидные экономические результаты

08.06.2023 16:11 Темпы роста ВВП РФ составят примерно 1% в 2023 году

25.05.2023 18:35 Экономика России сократилась на 1,9% в I квартале 2023 года

14.05.2023 17:12 Уровень годовой инфляции в России в апреле снизился до 2,3%

26.04.2023 14:34 Рейтинг кредитоспособности банка «ЦентроКредит» был подтвержден на уровне «ruBB»

23.04.2023 16:17 Аналитики ING прогнозируют большие сдвиги и слабый рост в мировой торговле в 2023 году

14.04.2023 14:33 По прогнозу МВФ ВВП России вырастет на 0,7% в 2023 году и на 1,3% в 2024 году

06.04.2023 20:43 Деловая активность в секторе услуг России существенно повысилась в марте