О САЙТЕ КОНТАКТЫ ENGLISH
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ОБЗОРЫ СТАТИСТИКА СТАТЬИ КАТАЛОГ

Экономика США: Внешняя торговля и глобальная экономическая политика

Более чем за два столетия существования Соединенных Штатов в качестве страны их внешняя торговля и глобальная экономическая политика резко изменили свою направленность. В первые годы истории США их государственная власть и деловое сообщество основное внимание уделяли развитию внутренней экономики, независимо от того, что происходило за рубежом. Однако со времени Великой депрессии тридцатых годов XX века и Второй мировой войны страна, в общем и целом, стремилась к снижению торговых барьеров и координации мировой экономической системы. Подобная приверженность свободной торговле имеет экономические и политические корни. Соединенные Штаты все больше стали рассматривать открытую торговлю не только как средство продвижения своих экономических интересов, но и как верный путь к налаживанию мирных отношений между странами.

В течение значительной части послевоенного периода Соединенные Штаты занимали господствующее положение на многих экспортных рынках. Это явилось результатом мощи и стабильности экономики США, того факта, что машина их индустрии не была затронута войной, и американских успехов в развитии технологии и технических методов производства в обрабатывающей промышленности. Однако к семидесятым годам прошлого столетия разрыв между экспортной конкурентоспособностью Соединенных Штатов и других стран стал сокращаться. Более того, нарушения стабильности цен на нефть, мировой спад и повышение курса доллара по отношению к другим валютам в период семидесятых годов XX века в своей совокупности отрицательно сказались на состоянии торгового баланса США. Дефицит торгового баланса США еще больше увеличился в восьмидесятые и девяностые годы прошлого столетия, поскольку в Америке тенденция к приобретению иностранных товаров по своим масштабам постоянно обгоняла спрос на американские товары в других странах.

В восьмидесятые и девяностые годы XX века растущий дефицит торгового баланса в Соединенных Штатах привел к уменьшению политической поддержки либерализации торговли со стороны Конгресса США. В эти годы американские законодатели рассматривали широкий перечень протекционистских предложений, инициаторами многих из которых были отрасли американской промышленности, оказавшиеся не в состоянии конкурировать на рынке с аналогичными отраслями других стран. Кроме того, Конгресс все более неохотно давал президенту свободу действий в ведении переговоров о заключении новых соглашений по либерализации торговли с другими странами. В довершение всего, после окончания «холодной войны» американцы ввели ряд торговых санкций против стран, которые, по мнению США, нарушали общепринятые нормы поведения в отношении прав человека, терроризма, торговли наркотиками и создания оружия массового уничтожения.

Несмотря на эти неудачи в достижении свободной торговли, в девяностые годы XX века Соединенные Штаты продолжали добиваться либерализации торговли на международных переговорах. США ратифицировали Североамериканское соглашение о свободе торговли (НАФТА), завершили так называемый уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров и присоединились к многосторонним соглашениям, устанавливающим международные правила защиты интеллектуальной собственности и торговли финансовыми и основными телекоммуникационными услугами.

Все же к концу девяностых годов прошлого столетия будущее направление торговой политики США оставалось неопределенным. Официально эта страна сохраняла приверженность свободной торговле, поскольку участвовала в новом раунде многосторонних торговых переговоров; прилагала усилия к разработке региональных соглашений о либерализации торговли с участием Европы, Латинской Америки и Азии и стремилась решить свои двусторонние торговые споры с рядом других стран. Однако отсутствовала уверенность в том, что удастся получить поддержку в проведении подобной политики. Тем не менее, это не означало, что Соединенные Штаты собираются уйти из мировой экономики. Ряд финансовых кризисов, особенно кризис, потрясший Азию в конце девяностых годов XX века, наглядно продемонстрировали взаимозависимость глобальных финансовых рынков. В процессе работы над созданием механизмов, имеющих своей целью разрешение или предотвращение подобных кризисов, Соединенные Штаты и другие страны стали рассматривать идеи реформ, проведение которых потребует в предстоящие годы налаживания все более широкого согласования усилий и сотрудничества в международном масштабе.

От протекционизма к либерализации торговли

Соединенные Штаты не всегда были убежденным сторонником свободной торговли. Наблюдались периоды в истории этой страны, когда она решительно поворачивала в сторону экономического протекционизма. Так, например, в первые годы республики государственный деятель Александр Гамильтон выступал за введение протекционистского тарифа в порядке поощрения промышленного развития Америки, причем страна во многом следовала его рекомендациям. Американский протекционизм достиг своего пика в 1930 г., когда был принят Закон Смута-Холи, который резко повысил введенные в США тарифы. Этот закон, быстро вызвавший ответные меры со стороны иностранных государств, в значительной степени способствовал возникновению кризиса, который в тридцатые годы XX века охватил Соединенные Штаты и значительную часть всего мира.

Начиная с 1934 г., подход США к проведению торговой политики представлял собой прямое продолжение неудачного опыта, с которым ассоциируется Закон Смута-Холи. В упомянутом году Конгресс принял Закон о торговых соглашениях от 1934 г., предоставивший основной законодательный мандат на снижение тарифов CША. «Страны не могут достигать уровня производства продукции, необходимого для поддержания жизни своего народа и благосостояния, если эти страны лишены разумных возможностей торговать друг с другом, - пояснил занимавший в то время пост государственного секретаря Корделл Халл. - Поэтому принципы, лежащие в основе Программы торговых соглашений, являются необходимым угловым камнем здания мира». После Второй мировой войны многие руководители США утверждали, что стабильность внутри страны и сохранение преданности ее союзников будет зависеть от восстановления их экономики. Американская помощь имела большое значение для этого восстановления, но упомянутые союзники также нуждались в экспортных рынках, особенно в огромном рынке США, для того, чтобы вновь обрести независимость своей экономики и добиться экономического роста. Соединенные Штаты поддерживали либерализацию торговли и сыграли важную роль в создании Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), представлявшего собой международный свод тарифных и торговых правил. Это соглашение было подписано в 1947 г. 23 странами. К концу восьмидесятых годов XX века к нему уже присоединились свыше 90 стран.

Помимо установления свода правил поведения в сфере международной торговли ГАТТ выступило в качестве спонсора нескольких раундов многосторонних торговых переговоров, а Соединенные Штаты приняли активное участие в каждом из них, одновременно выступая в качестве лидера. В девяностых годах прошлого столетия уругвайский раунд, названный так, поскольку он начался на переговорах в Пунта-дель-Эсте, Уругвай, обеспечил дальнейшую либерализацию торговли.

Американские принципы и практика в области торговли

Соединенные Штаты верят в систему открытой торговли, на которую распространяется принцип законности. Со времени Второй мировой войны президенты Соединенных Штатов утверждали, что участие в мировой торговле предоставляет американским производителям доступ к широким иностранным рынкам и дает американским потребителям возможность более широкого выбора при покупке продуктов. В последнее время лидеры Америки отмечали, что конкуренция со стороны иностранных производителей также позволяет поддерживать низкие цены на многие товары, смягчая тем самым воздействие инфляции.

Американцы заявляют, что свободная торговля приносит выгоду и другим народам. Экономисты уже давно считают, что торговля позволяет странам уделять основное внимание производству тех товаров и услуг, высокое качество которых эти страны могут обеспечить с наибольшей эффективностью. Таким образом, они повышают производственные мощности всего мирового сообщества. Более того, американцы убеждены в том, что торговля содействует росту экономики, социальной стабильности и развитию демократии в отдельных странах, а также что этот вид экономической деятельности способствует мировому процветанию, утверждению законности и обеспечению мира в международных отношениях.

Открытая система торговли требует, чтобы страны предоставляли справедливый и свободный от дискриминации доступ на рынки друг друга. Преследуя эту цель, Соединенные Штаты готовы обеспечить другим странам благоприятные условия доступа на свои рынки, если эти страны будут поступать аналогичным образом, снижая свои собственные торговые барьеры посредством заключения многосторонних или двусторонних соглашений. Несмотря на то, что в усилиях по либерализации торговли основное внимание традиционно уделяется снижению тарифов и определенных нетарифных барьеров на пути торговли, в последние годы появляются новые меры по обеспечению этой либерализации. Американцы, например, считают, что торговое законодательство и торговая практика каждой страны должны быть прозрачными. Иначе говоря, всем следует знать правила и иметь равные шансы на участие в конкуренции. В девяностых годах XX века Соединенные Штаты и члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сделали очередной шаг к обеспечению большей прозрачности, договорившись между собой о запрещении практики предоставления торговых преимуществ иностранным правительственным чиновникам.

Соединенные Штаты также часто настаивают на том, чтобы зарубежные страны провели дерегулирование своих отраслей промышленности и предприняли шаги по обеспечению такого положения, при котором оставшиеся регулирующие правила были бы прозрачными, не носили бы дискриминационного характера по отношению к иностранным компаниям и соответствовали бы международной практике. Заинтересованность американцев в дерегулировании частично объясняется беспокойством по поводу того, что некоторые страны могут использовать регулирование в качестве косвенного средства недопущения на свои рынки экспортных товаров других стран.

Администрация президента Билла Клинтона (1993-2001 гг.) придала торговой политике США еще один новый аспект. Она заявила, что странам следует придерживаться, по крайней мере, минимальных стандартов трудовых отношений и охраны окружающей среды. Американцы занимают подобную позицию отчасти в силу опасений, что собственные относительно высокие стандарты Америки, касающиеся трудовых отношений и охраны окружающей среды, могут увеличить себестоимость производимых в США товаров, затрудняя таким образом конкуренцию отечественных отраслей с подверженными меньшему регулированию компаниями других стран. Однако американцы также утверждают, что граждане других стран не получат выгод свободной торговли, если их работодатели станут эксплуатировать рабочих или наносить ущерб окружающей среде, стараясь более успешно конкурировать на международных рынках.

Администрация Клинтона подняла эти вопросы в начале девяностых годов прошлого столетия, когда настаивала на том, чтобы Канада и Мексика подписали побочные соглашения, в которых взяли бы на себя обязательства по обеспечению соблюдения законов об охране окружающей среды и стандартов трудовых отношений в обмен на ратификацию НАФТА Соединенными Штатами. В период пребывания Клинтона на посту президента Соединенные Штаты также проводили работу совместно с Международной организацией труда по оказанию помощи развивающимся странам в принятии мер по обеспечению безопасных условий на производстве и основных прав рабочих. Кроме того, США финансировали программы по сокращению масштабов детского труда в ряде развивающихся стран.

Несмотря на общую приверженность принципам свободы от дискриминации, Соединенные Штаты присоединились к некоторым торговым соглашениям о преференциях. Так, например, программа Обобщенной системы преференций США нацелена на оказание содействия экономическому развитию в бедных странах путем предоставления беспошлинного режима некоторым товарам, которые эти страны экспортируют в Соединенные Штаты; преференции не предоставляются, когда производители того или иного продукта перестают нуждаться в помощи, имеющей своей целью обретение конкурентоспособности на рынке США. Другая программа преференций, Инициатива для Карибского бассейна, направлена на оказание помощи борющемуся за выживание своей экономии региону, который считается политически важным для Соединенных Штатов; эта программа предоставляет беспошлинный режим всем товарам, импортируемым в Соединенные Штаты из района Карибского моря, за исключением текстиля, ряда кожаных изделий, сахара и нефтепродуктов.

Иногда ради достижения политических целей Соединенные Штаты отступают от своей общей политики содействия свободной торговле, ограничивая объем импорта в страны, которые, по существующему мнению, нарушают права человека, поддерживают терроризм, терпимо относятся к торговле наркотиками и представляют угрозу международному миру. В число стран, подвергавшихся подобным торговым ограничениям, входят Бирма, Куба, Иран, Ирак, Ливия, Северная Корея, Судан и Сирия. Однако в 2000 г. Соединенные Штаты отменили один из законов от 1974 г., содержащий требование о том, чтобы Конгресс ежегодно проводил голосо-вание по поводу того, следует ли продлевать «нормальные торговые отношения» с Китаем. Этот шаг, устранивший один из основных источников трений в американо-китайских отношениях, ознаменовал собой важную веху на пути стремления Китая к членству во Всемирной торговой организации.

Нет ничего нового в том, что Соединенные Штаты прибегают к торговым санкциям для достижения своих политических целей. Со времени Американской революции, произошедшей много более 200 лет назад, американцы пользуются санкциями и мерами по контролю над экспортом. Однако после окончания «холодной войны» подобная практика приобрела более широкие масштабы. Тем не менее, в Конгрессе и федеральных органах власти продолжается обсуждение вопроса о том, является ли использование торговой политики действенным средством достижения внешнеполитических целей.

Многосторонний, региональный и двусторонний подходы

Еще одним принципом, которому Соединенные Штаты традиционно следовали на торговой арене, является многосторонний подход. На протяжении многих лет этот принцип составлял основу участия и лидерства США в целом ряде следовавших один за другим раундов международных торговых переговоров. Закон о расширении торговли от 1962 г. санкционировал так называемый раунд торговых переговоров Кеннеди и, в конечном счете, привел к заключению 53 странами, на которые приходится 80 процентов объема международной торговли, соглашения о снижении тарифов в среднем на 35 процентов. В 1979 г. в результате успеха токийского раунда переговоров Соединенные Штаты приблизительно 100 других стран договорились о дальнейшем снижении тарифов и сокращении таких нетарифных барьеров на пути торговли, как требования о наличии квот и лицензий.

Более поздняя серия многосторонних переговоров, так называемый Уругвайский раунд, началась в сентябре 1986 г. и почти через десять лет завершилась подписанием Соглашения о дальнейшем снижении промышленных тарифных и нетарифных барьеров и сокращении ряда сельскохозяйственных тарифов и дотаций, а также введением новых мер по защите интеллектуальной собственности. Пожалуй, самым значительным достижением Уругвайского раунда явилось создание Всемирной торговой организации, нового, обязательного для всех механизма урегулирования международных торговых споров. На конец 1998 г. сами Соединенные Штаты подали в ВТО 42 жалобы на применение недобросовестной торговой практики; к ним следует добавить жалобы, поданные многими другими странами, включая жалобы на Соединенные Штаты.

Несмотря на свою приверженность многостороннему подходу, в последние годы Соединенные Штаты также стремились к заключению региональных и двусторонних соглашений. Это частично объясняется тем, что легче бывает оговаривать условия более узких соглашений, а также тем, что с их помощью часто удается подготовить почву для новых, более масштабных договоров. Первое соглашение о свободной торговле, подписанное Соединенными Штатами - Соглашение между США и Израилем о зоне свободной торговли - вступило в силу в 1985 г., а второе - Соглашение между США и Канадой о свободной торговле - было введено в действие в 1989 г. Последнее затем привело к заключению в 1993 г. Североамериканского соглашения о свободной торговле, объединившего Соединенные Штаты, Канаду и Мексику в рамках соглашения, распространяющегося почти на 400 миллионов человек, которые совместно производят товары и услуги на сумму приблизительно 8,5 триллиона долларов США.

Географическая близость способствовала активному развитию торговли между Соединенными Штатами, Канадой и Мексикой. В результате подписания НАФТА средний мексиканский тариф на американские товары снизился с 10 процентов до 1,68 процента, а средний тариф на мексиканские товары уменьшился с 4 процентов до 0,46 процента. Особое значение для американцев имел тот факт, что в это соглашение включен ряд мер защиты патентов, авторских прав, торговых знаков и коммерческих тайн, владельцами которых являются американские граждане. В последние годы американцы проявляют все большее беспокойство по поводу коммерческого пиратства и контрафакции продуктов США, начиная с компьютерного программного обеспечения и кинофильмов и кончая продукцией фармацевтической и химической промышленности.

Текущая повестка дня торговли США

Несмотря на некоторые успехи, усилия по либерализации мировой торговли связаны с огромными трудностями. Торговые барьеры остаются высокими, особенно в таких секторах, как производство услуг и сельское хозяйство, в которых американские производители обладают особенно большой конкурентоспособностью. Во время Уругвайского раунда предпринимались попытки решения некоторых вопросов, относящихся к предоставлению услуг и торговле. Однако в результате все же остались торговые барьеры, затрагивающие приблизительно 20 сегментов сектора услуг. Переговоры по этим торговым барьерам состоятся позднее. Тем временем, быстрые перемены в науке и технологии приводят к возникновению новых проблем в области торговли. Так, например, американские экспортеры сельскохозяйственной продукции проявляют растущее беспокойство по поводу того, что европейские правила запрещают использование генетически модифицированных организмов.

Появление электронной торговли также поднимает целый ряд новых проблем. В 1998 г. министры стран-членов Всемирной торговой организации обнародовали заявление о том, что страны не должны мешать ведению электронной торговли посредством наложения пошлин на электронные пересылки товаров и услуг. Однако многие вопросы остаются нерешенными. Соединенные Штаты хотели бы превратить Интернет в бестарифную зону, обеспечить во всем мире наличие конкурирующих телекоммуникационных рынков и утвердить глобальные средства защиты интеллектуальной собственности на цифровые продукты.

Президент Клинтон призвал к проведению нового раунда переговоров по вопросам мировой торговли, несмотря на то, что его надежды не оправдались, когда участникам переговоров не удалось достичь договоренности относительно идеи проведения подобного раунда на встрече, состоявшейся в конце 1999 г. в Сиэтле, штат Вашингтон. Соединенные Штаты все же сохраняют надежду на заключение нового международного соглашения, которое укрепило бы Всемирную торговую организацию, сделав ее процедуры более прозрачными. Американское правительство также стремится к проведению переговоров о дальнейшем снижении торговых барьеров, мешающих торговле сельскохозяйственной продукцией. В настоящее время Соединенные Штаты экспортируют продукцию, получаемую с каждого третьего гектара своих пахотных земель. Другие американские цели включают в себя еще большую либерализацию торговли услугами, введение более надежных средств охраны интеллектуальной собственности, проведение нового раунда снижений тарифных и нетарифных торговых барьеров в торговле промышленными товарами и достижение успехов на пути к установлению признаваемых во всем мире стандартов трудовых отношений.

Даже возлагая большие надежды на новый раунд многосторонних торговых переговоров, Соединенные Штаты стремятся к заключению новых региональных торговых соглашений. Одним из первых стоит на повестке дня торговли США вопрос о заключении соглашения о свободной торговле между Северной и Южной Америками, которое превратило бы все Западное полушарие (за исключением Кубы) в зону свободной торговли. Переговоры о заключении подобного соглашения начались в 1994 г., и на них была поставлена цель завершения этих переговоров к 2005 г. Соединенные Штаты также стремятся к заключению соглашений о либерализации торговли с азиатскими странами посредством форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В конце девяностых годов прошлого столетия члены АТЭС достигли договоренности относительно информационной технологии.

Отдельно американцы в настоящее время обсуждают проблемы торговли, имеющиеся между США и Европой, в рамках Трансатлантического экономического партнерства. Кроме того, Соединенные Штаты надеются расширить свою торговлю и с Африкой. Разработанная в 1997 г. программа под названием «Партнерство по обеспечению экономического роста Африки и созданию для нее благоприятных возможностей» нацелена на расширение доступа на рынок США импортных товаров из стран, расположенных к югу от Сахары, оказание поддержки со стороны США развитию частного сектора в Африке, налаживание практического содействия региональной экономической интеграции в африканских странах и придание институционального характера диалогу между правительствами отдельных стран по вопросам торговли в рамках ежегодного форума «США - Африка».

Тем временем, Соединенные Штаты продолжают предпринимать попытки решения конкретных вопросов торговли, касающиеся отдельных стран. Уже, по крайней мере, с семидесятых годов прошлого столетия вызывают беспокойство торговые отношения США с Японией, и в конце девяностых годов XX века американцы продолжали уделять повышенное внимание барьерам, поставленным Японией на пути американского импорта в эту страну, включая товары сельскохозяйственного производства, автомобили и запчасти к ним. Американцы также жаловались на то, что Япония экспортирует сталь в Соединенные Штаты по ценам ниже мировых (практика, известная как демпинг), и американское правительство продолжает оказывать давление на Японию с целью проведения ею дерегулирования различных секторов ее экономики, включая телекоммуникации, жилищное строительство, финансовые услуги, медицинское оборудование и продукция фармацевтической промышленности.

Кроме того, американцы продолжали решать конкретные проблемы, имеющиеся у них в торговле с другими странами, включая Канаду, Мексику и Китай. В девяностых годах прошлого столетия увеличился дефицит торгового баланса США с Китаем. Этот дефицит даже превысил дефицит торгового баланса Соединенных Штатов с Японией. С точки зрения американцев, Китай представляет собой огромный потенциальный экспортный рынок, но на него чрезвычайно трудно попасть. В ноябре 1999 г. обе страны предприняли то, что американские должностные лица расценивают как серьезный шаг на пути установления более тесных торговых отношений. Говоря конкретно, эти страны достигли торгового соглашения, которое позволит Китаю быть формально принятым в ВТО. В качестве части этого соглашения, переговоры о заключении которого велись более 13 лет, Китай дал согласие на принятие ряда мер по проведению реформ и приданию своему рынку более открытого характера. Впоследствии, в 2000 г., Соединенные Штаты согласились нормализовать торговые отношения с Китаем, отменив продиктованное политическими мотивами требование о том, чтобы Конгресс ежегодно проводил голосование по вопросу о том, следует ли предоставлять Пекину благоприятные условия торговли.

Несмотря на эти крупномасштабные усилия по либерализации торговли, в конце века в Конгрессе росла политическая оппозиция либерализации торговой сферы. Несмотря на то, что Конгресс ратифицировал НАФТА, это соглашение продолжало вызывать критику со стороны отдельных отраслей и политиков, которые считали его несправедливым.

Более того, Конгресс отказался предоставить президенту особые полномочия на ведение переговоров, которые считаются крайне необходимыми для достижения новых торговых соглашений. Переговоры по таким торговым соглашениям, как НАФТА велись в условиях соблюдения процедуры быстрого принятия решений, при которой Конгресс отказывался от части своих прав и полномочий, обещая проголосовать по вопросу о ратификации в течение строго определенного периода времени и принимая на себя обязательство воздерживаться от попыток внесения поправок в предлагаемый договор. В условиях отсутствия процедуры быстрого принятия решений в Соединенных Штатах должностные лица других стран, отвечающие за торговлю, неохотно шли на переговоры с США и не хотели подвергать себя риску вызвать нападки со стороны политической оппозиции своих стран. В отсутствие процедуры быстрого принятия решений стали не столь активными усилия американцев по продвижению вперед в деле заключения Соглашения о свободной торговле между Северной и Южной Америками и расширения рамок НАФТА путем включения в него Чили. В результате, достижение дальнейшего прогресса в принятии других мер по либерализации торговли представлялось сомнительным.

Дефицит торгового баланса США

В конце XX века рост дефицита торгового баланса повлиял на двойственное отношение американцев к либерализации торговли. На протяжении большой части лет, прошедших после Второй мировой войны, в Соединенных Штатах наблюдалось положительное сальдо торгового баланса. Однако нарушения стабильности цен на нефть в 1973-1974 гг. и в 1979-1980 гг., а также мировой спад производства, последовавший за вторым нарушением стабильности цен на нефть, привели к застою в международной торговле. В то же время Соединенные Штаты почувствовали, что произошли сдвиги в международной конкурентоспособности. К концу семидесятых годов прошлого столетия наблюдался постоянный рост конкурентоспособности многих стран, особенно новых индустриальных стран, на международных экспортных рынках.

В условиях, когда другие страны стали добиваться больших успехов, американские рабочие, занятые в ориентированных на экспорт отраслях, выражали беспокойство по поводу того, что эти страны наводняли рынки Соединенных Штатов своими товарами, по-прежнему не допуская товары США на свои собственные рынки. Американские рабочие также утверждали, что зарубежные страны вели недостойную игру, помогая своим экспортерам завоевывать рынки третьих стран посредством дотирования отдельных отраслей, таких как сталелитейная промышленность, и проведения торговой политики, которая несправедливо отдавала предпочтение экспорту над импортом. К беспокойству американских рабочих добавилась озабоченность тем, что в этот период базирующиеся в США многонациональные фирмы начали переводить свои предприятия за рубеж. Достижения в области технологии придавали подобным действиям большую целесообразность, и некоторые фирмы старались воспользоваться тем, что за границей рабочим платили более низкую заработную плату, что в других странах было меньше препятствий регулирующего характера и что там существовали и другие условия, позволяющие сократить производственные затраты.

Однако еще более значительным фактором, ведущим к росту дефицита торгового баланса США, было резкое повышение цены доллара. С 1980 по 1985 гг. цена доллара по отношению к валютам основных торговых партнеров США возросла приблизительно на 40 процентов. Это сделало экспорт США относительно дороже, а импорт в Соединенные Штаты относительно дешевле. Почему доллар возрос в цене? Ответ на этот вопрос можно найти в подъеме рыночной конъюнктуры в США после мирового спада 1981-1982 гг. и в наличии в Соединенных Штатах огромного дефицита федерального бюджета. В своей совокупности оба этих фактора привели к появлению в США значительного спроса на иностранный капитал. В свою очередь создавшееся положение вызвало в США увеличение процентных ставок и имело своим результатом повышение курса доллара.

В 1975 г. экспорт Соединенных Штатов превысил иностранный импорт на 12 400 миллионов долларов США, однако этому положительному сальдо торгового баланса суждено было стать последним в истории США XX века. К 1987 г. дефицит торгового баланса Соединенных Штатов увеличился до 153 300 миллионов долларов США. В последующие годы наблюдавшийся разрыв между экспортом и импортом стал таять по мере обесценения доллара и экономического роста в других странах, который привел к повышенному спросу на американский экспорт. Тем не менее, дефицит торгового баланса США вновь увеличился в конце девяностых годов прошлого столетия. Снова экономика Соединенных Штатов росла быстрее экономики основных торговых партнеров Америки, и в результате темпы приобретения американцами иностранных товаров оказались более высокими, чем темпы приобретения американских товаров населением других стран. Более того, финансовый кризис в Азии вызвал падение курсов валют в этой части мира, сделав товары расположенных в ней стран относительно гораздо дешевле американских товаров. К 1997 г. дефицит торгового баланса Соединенных Штатов составил 110 000 миллионов долларов США и продолжал расти.

Американские должностные лица по-разному относились к подобному состоянию торгового баланса США. Недорогой иностранный импорт содействовал предотвращению инфляции, которая в конце девяностых годов прошлого столетия расценивалось рядом политиков как потенциальная угроза. Однако в то же время некоторые американцы проявляли беспокойство по поводу того, что новый значительный приток импорта нанесет урон отечественным отраслям. Таким образом, несмотря на то, что иностранные кредиторы, в общем и целом, горели желанием предоставлять американцам средства, необходимые для финансирования дефицита их торгового баланса, должностные лица США опасались наступления такого момента, когда этим кредиторам может надоесть выступать в такой роли. В свою очередь, подобное развитие событий могло привести к снижению цены доллара, вынужденному повышению процентных ставок США и, в конечном счете, сдерживанию экономической активности.

Доллар США и мировая экономика

В условиях роста глобальной торговли росла и необходимость в создании международных институтов, поддерживающих стабильные или, по крайней мере, предсказуемые валютные курсы. Однако со времени окончания Второй мировой войны характер этой задачи и стратегии, необходимые для ее выполнения, претерпели значительную эволюцию.

До Первой мировой войны мировая экономика действовала в условиях наличия золотого стандарта. Это означало, что валюту каждой страны можно было конвертировать в золото по тому или иному конкретному курсу. Подобная система привела к введению фиксированных валютных курсов, т.е. валюту каждой страны можно было обменять на валюту любой другой страны по твердо установленным, неизменным курсам. Фиксированные валютные курсы способствовали развитию мировой торговли, устраняя факторы неопределенности, связанные с плавающими курсами. Однако у этой системы было, по крайней мере, два недостатка. Во-первых, в условиях золотого стандарта страны не имели возможности контролировать свои денежные массы. Вместо этого денежная масса каждой страны определялась потоком золота, используемого для расчетов с другими странами. Во-вторых, денежная политика во всех странах была подвержена влиянию темпов добычи золота. В семидесятых и восьмидесятых годах XIX века, когда золота добывалось мало, денежная масса во всем мире росла медленно, чтобы «идти в ногу» с экономическим ростом. В результате имела место дефляция или падение цен. Позднее, открытие в девяностых годах XIX столетия месторождений золота на Аляске и в Южной Африке вызвало быстрое увеличение количества денег в обращении. Это привело к инфляции или росту цен.

После Первой мировой войны страны пытались возродить золотой стандарт, но он полностью рухнул в период Великой депрессии тридцатых годов прошлого столетия. Некоторые экономисты заявляли, что соблюдение золотого стандарта не давало руководящим денежно-кредитным учреждениям возможности увеличивать количество денег в обращении темпами, достаточно быстрыми для восстановления деловой активности. Во всяком случае, в 1944 г. представители большинства ведущих стран мира встретились в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Гемпшир, с целью создания новой международной денежной системы. Поскольку в то время на Соединенные Штаты приходилось более половины имеющегося в наличии у всего мира золота, ведущие страны решили привязать мировые валюты к доллару, который, в свою очередь, согласно общей договоренности между упомянутыми странами, следовало конвертировать в золото по цене 35 долларов за унцию.

В соответствии с Бреттон-Вудской системой, перед центральными банками всех стран за исключением Федеральной резервной системы США была поставлена задача поддержания фиксированных обменных курсов между их валютами и долларом. Они делали это путем интервенции на иностранных валютных рынках. Если валюта той или иной страны имела слишком высокую цену по отношению к доллару, ее центральный банк продавал валюту своей страны в обмен на доллары, снижая таким образом ее цену. И наоборот, если цена валюты той или иной страны оказывалась слишком низкой, эта страна покупала свою собственную валюту, повышая тем самым ее цену.

Бреттон-Вудская система продержалась до 1971 г. К тому времени инфляция в Соединенных Штатах и растущий дефицит их торгового баланса подрывали цену доллара. Американцы настоятельно требовали от Германии и Японии, каждая из которых имела активный платежный баланс, повысить курсы своих валют. Однако эти страны не хотели идти на такой шаг, поскольку подобное повышение подняло бы цены на их товары и повредило бы экспорту последних. В конце концов, Соединенные Штаты отказались от фиксированной цены доллара и позволили ей «плавать», т.е. колебаться по отношению к другим валютам. Доллар быстро упал. Ведущие страны мира предприняли попытку возродить Бреттон-Вудскую систему путем заключения в 1971 г. так называемого Смитсоновского соглашения, но их усилия не увенчались успехом. К 1973 г. Соединенные Штаты и другие страны согласились на существование плавающих валютных курсов.

Экономисты называют принятую в результате этого согласия систему «управляемым плавающим режимом», означающим, что, даже несмотря на «плавание» обменных курсов большинства валют, центральные банки все же производят интервенцию с целью недопущения резкого изменения валютных курсов. Так же, как и в 1971 г., страны, имеющие большое активное сальдо торгового баланса, часто продают свои собственные валюты, с тем чтобы не допустить повышения их цены, которое вредит экспорту этих стран. Точно так же, страны с большим дефицитом торгового баланса часто покупают свои собственные валюты с целью предотвращения повышения их цены, которое приводит к росту цен внутри страны. Однако существуют пределы того, что можно сделать с помощью интервенции, особенно для стран, имеющих большое положительное сальдо торгового баланса. В конечном счете, страна, производящая интервенцию, направленную на поддержание своей валюты, может истощить свои запасы иностранной валюты и тем самым лишить себя возможности оказания своей валюте дальнейшей поддержки. Более того, постоянные интервенции таят в себе потенциальную угрозу того, что страна окажется не в состоянии выполнить свои международные обязательства.

Глобальная экономика

Участники Бреттон-Вудской конференции создали Международный валютный фонд (МВФ) для того, чтобы помогать странам, столкнувшимся с трудно поддающимися решению проблемами платежного баланса. МВФ предоставляет краткосрочные кредиты странам, оказавшимся не в состоянии выплатить свои долги обычными средствами (в основном, путем наращивания экспорта, получения долгосрочных займов или использования резервов). МВФ, в который Соединенные Штаты внесли 25 процентов его первоначального капитала, составляющего 8 800 миллионов долларов США, часто требует от стран, являющихся хроническими должниками, проведения экономических реформ в качестве условия получения ими краткосрочной помощи этого фонда.

В основном, страны нуждаются в помощи МВФ в связи с наличием у них диспропорций в экономике. Традиционно в МВФ обращаются страны, попавшие в трудное положение, которое создалось в результате появления у них большого дефицита государственного бюджета и чрезмерного роста их денежной массы. Короче говоря, эти страны пытались потреблять больше, чем могли себе позволить исходя из имеющихся у них доходов от экспорта. Стандартным средством исправления создавшегося положения, которым пользовался МВФ, было предъявление странам-должникам требования о соблюдении решительных макроэкономических мер оздоровительного характера, включая ужесточение налогово-бюджетной и денежной политики в обмен на предоставление краткосрочных кредитов. Однако в девяностых годах прошлого столетия возникла новая проблема. В условиях постоянного укрепления и роста взаимозависимости финансовых рынков некоторые страны столкнулись с серьезными проблемами выплаты своего иностранного долга не в результате неправильного ведения экономической деятельности, а в связи с резкими изменениями долларовых потоков частных инвестиций. Часто появление подобных проблем объяснялось наличием «структурных» недостатков в функционировании их экономики. Это стало особенно очевидно в период финансового кризиса, охватившего Азию в 1997 г.

В начале девяностых годов XX века такие страны, как Таиланд, Индонезия и Южная Корея поразили мир своими темпами роста, которые с учетом инфляции составляли 9 процентов Иностранные инвесторы обратили внимание на это обстоятельство и вскоре наводнили экономику азиатских стран финансовыми средствами. Приток капитала в Азиатско-Тихоокеанский регион увеличился с 25 000 миллионов долларов США в 1990 г. до 110 000 миллионов долларов к 1996 г. Теперь, оглядываясь назад, можно с уверенностью утверждать, что эти страны были не в состоянии справиться с подобным наплывом капитала. С опозданием экономисты поняли, что значительная часть этого капитала направлялась в не приносящие дохода предприятия. По их мнению, проблема осложнялась тем обстоятельством, что во многих из азиатских стран был плохо организован надзор за деятельностью банков, которые часто подвергались давлению с целью заставить их кредитовать политически выгодные проекты, а не проекты, заслуживающие внимания с экономической точки зрения. Когда рост стал давать сбои, многие из этих проектов оказались экономически нежизнеспособными. Многие предприятия обанкротились.

Следуя за развитием событий, вызванных азиатским кризисом, руководящие деятели Соединенных Штатов и ряда других стран увеличили объем имеющегося в наличии у МВФ капитала, с тем чтобы эта организация могла решать подобные международные финансовые проблемы. Признавая, что неопределенность и отсутствие информации способствуют изменчивости международных финансовых рынков, МВФ также стал предавать гласности свои действия. Ранее деятельность этого фонда во многом носила скрытый характер. Кроме того, Соединенные Штаты настаивали на том, чтобы МВФ потребовал от стран проведения структурных реформ.

МВФ отреагировал на это тем, что начал требовать от правительств прекращения практики предоставления кредитов политически выгодным проектам, которые их инициаторам едва ли удалось бы осуществить своими силами. Фонд потребовал от стран реформирования законодательства о банкротстве с целью быстрого закрытия несостоятельных предприятий. Подобные действия не позволили бы им продолжать порочную практику выкачивания средств из экономики этих стран. МВФ поощрял приватизацию государственных предприятий. Кроме того, во многих случаях он настаивал на том, чтобы страны провели либерализацию своей торговой политики, в частности, с целью предоставления более широкого доступа на свои рынки иностранным банкам и другим финансовым институтам.

В конце девяностых годов прошлого столетия МВФ также признал, что его традиционные предписания для стран, сталкивающихся с острыми проблемами своего платежного баланса, а именно проведение жесткой налогово-бюджетной и денежной политики, не всегда подходят странам, переживающим финансовый кризис. В некоторых случаях фонд смягчил свои требования о сокращении дефицита, с тем чтобы страны могли увеличить расходы на программы, имеющие своей целью уменьшение масштабов бедности и защиту безработных.

Оказание помощи в области развития

Проведение создавшей МВФ Бреттон-Вудской конференции также привело к учреждению Международного банка реконструкции и развития, более известного как Всемирный банк. Он представляет собой многостороннюю организацию, имеющую своей целью содействие мировой торговле и экономическому развитию путем предоставления ссуд странам, которые в противном случае не могли бы обеспечить себе финансовые средства, необходимые для выхода на мировой рынок. Всемирный банк получает свой капитал от входящих в него стран-членов, каждая из которых вносит долю пропорционально своей экономической значимости. Соединенные Штаты внесли приблизительно 35 процентов первоначального капитала, составляющего 9 100 миллионов долларов США. Члены Всемирного банка надеются на то, что получающие ссуды страны будут полностью погашать их, а также на то, что со временем они станут полноправными торговыми партнерами.

На раннем этапе своей деятельности Всемирный банк часто ассоциировался с осуществлением больших проектов, таких как, например, строительство плотин. Однако в восьмидесятых и девяностых годах прошлого столетия он стал шире подходить к поощрению экономического развития, направляя все большую часть своих средств на осуществление проектов, связанных с образованием и профессиональной подготовкой и преследующих цель накопления «человеческого капитала», а также на претворение в жизнь усилий стран по созданию институтов, которые поддерживали бы рыночную экономику.

Соединенные Штаты в одностороннем порядке также предоставляют странам иностранную помощь. Начало проведению ими подобной политики было положено после Второй мировой войны, когда США приняли решение об оказании помощи по восстановлении Европы. Несмотря на медленное развитие процесса предоставления помощи странам, имевшим серьезные экономические проблемы, в апреле 1948 г. Соединенные Штаты выступили с инициативой Плана Маршалла, направленного на ускорение послевоенного восстановления Европы. Президент Гарри С. Трумэн (1944-1953 гг.) считал оказание этой помощи средством содействия тому, чтобы в своем развитии европейские страны шли по пути западной демократии. Другие американцы поддерживали предоставление подобной помощи из чисто гуманитарных соображений. Некоторые эксперты по вопросам внешней политики опасались, что в разоренных войной слаборазвитых странах наступит «долларовый голод», и полагали, что, когда эти страны окрепнут и наберутся сил, они захотят и смогут на равных участвовать в международной экономике. В 1949 г. в своей речи при вступлении в должность президент Трумэн коротко изложил эту программу и, по-видимому, взволновал сердца американцев, когда провозгласил ее одним из основных компонентов американской внешней политики.

В 1961 г. эта программа была реорганизована, и впоследствии ее реализацией занималось Агентство США по международному развитию (АМР США). В восьмидесятых годах XX века АМР США все еще предоставляло в различных масштабах помощь 56 странам. Подобно Всемирному банку АМР США в последние годы отошло от грандиозных планов развития таких как возведение огромных плотин, строительство систем шоссейных дорог и создание ведущих отраслей . Во все большей степени агентство уделяет основное внимание продовольствию и питанию; планированию населения и здоровью людей; образованию и трудовым ресурсам; конкретному экономическому развитию и оказанию гуманитарной помощи в случае стихийных бедствий и катастроф и программе «Продовольствие ради мира», в рамках которой производятся продажи продовольствия и волокна беднейшим странам на льготных условиях предоставления кредита.

Сторонники американской иностранной помощи характеризуют ее как одно из средств создания новых рынков для американских экспортеров, предотвращения кризисов и развития демократии и процветания. В конце девяностых годов прошлого столетия на АМР США приходилось менее половины одного процента федеральных расходов. На самом деле, с учетом инфляции бюджет иностранной помощи США в 1998 г. был почти на 50 процентов меньше ее бюджета в 1946 г.

Экономические статьи

 + Мировые товарные рынки

 + Экономические блоки

 + Финансы и инвестиции

 + Экономика предприятия

 + Экономические индексы

 + Макроэкономика

 + Основы менеджмента

 + Основы маркетинга

 + Мировая экономика

 + Экономические организации

 + Стратегическое управление

 – Экономика стран мира

Графики

 – Показатели стран мира

 + Курсы валют

 + Фондовые индексы

 + Цены на биржевые товары

 + Цены на акции

 + Экономические индикаторы

Экономические показатели

Полезная информация

Экономические новости

Статистика