Система менеджмента качества на предприятии: дань моде или потребность?
Большинство современных предприятий внедряет систему менеджмента качества. Является ли это модным трендом или необходимым условием конкуренции?
Товары или услуги, предлагаемые потребителям, должны иметь стабильное высокое качество. С этим бизнес-постулатом вряд ли кто-то поспорит. Для соответствия этому принципу большинство серьезных организаций внедряет у себя систему управления качеством.
Но за что отвечает смк (система менеджмента качества)? Нужна ли она? Чтобы разобраться в вопросе, нужно прояснить, что мы вкладываем в понятие «качество».
Какой продукт можно считать качественным в современных реалиях?
Как ни странно, под качественным продуктом в разные времена понималось не одно и то же. В начале ?? века товар признавали качественным, если он соответствовал стандартам. К середине прошлого столетия к этому требованию добавилось еще одно: продукт должен быть нужным, то есть на него должен быть спрос. Если он произведен по стандартам, но никто не хочет его потреблять, то товар нельзя считать качественным. Затем управленческая мысль пошла еще дальше: продукт не может быть качественным, если им нельзя пользоваться, то есть качество должно быть соотносимо с потреблением. И, наконец, в конце тысячелетия был сделан вывод, что качественный товар или услуга, помимо вышеприведенных характеристик, должен соответствовать ожиданиям пользователей: либо полностью удовлетворять их, либо превосходить.
Управление качеством: тренд или необходимость?
Качество производимой продукции является основополагающим в любом бизнесе. От него зависит, будет ли деятельность фирмы успешной.Именно поэтому предприниматели приходят к необходимости внедрять управленческий учет и финансовый анализ. Без этих инструментов сложно оценить перспективы развития и обнаружить свои слабые места. Если продукт не соответствует ожиданиям клиентов или базовым стандартам, то такая фирма-производитель обречена на провал. Кризис может начаться не сразу, но в стратегическом плане у такой компании нет будущего.
Немаловажны при оценке долгосрочных перспектив и такие параметры, которые показывают владельцам бизнеса, насколько быстро товар может быть превращен в деньги. Совокупность таких показателей отражают коэффициенты ликвидности. На их величину оказывает влияние множество параметров: и особенности товара, и состояние экономики, и качество продукции. Но если общая экономическая ситуация и покупательская способность населения неподвластна управленцам организации, что качество – это то, с чем можно и нужно работать. Чем конкурентоспособнее товар по своим качественным параметрам, тем больше шансов, что он будет реализован.