О тенденциях на рынке дистанционного обучения России
В России растет популярность дистанционного обучения, а число слушателей различных онлайн курсов выросло вдвое в 2016 году по сравнению с предыдущим годом до 1 млн. человек. Таковы данные совместного доклада трех крупнейших компаний, работающих на данном рынке – Лекториум, Открытое образование и Coursera. Исследователи отмечают, что в докладе учитывались как отечественные, так и зарубежные платформы.
Другие эксперты в целом соглашаются с выводами доклада и отмечают востребованность системы дистанционного обучения (СДО) в российских компаниях. В частности, Виктория Маценко, представитель «Научно-образовательного центра ЮжНИИМФ», отмечает, что росту интереса к дистанционному обучению способствует совершенствование IT-технологий, делающее данный вид обучения с каждым годом все более доступным для работников компаний.
В чем суть и плюсы дистанционного обучения?
Дистанционное обучение предполагает проведение удаленных занятий с работниками, при котором преподаватель находится на большом расстоянии от обучающихся (расстояние может составлять тысячи километров). Такое обучение может проводиться из других городов и даже стран.
СДО в компании может предполагать проведение таких видов обучения как тренинги, вебинары, практические занятия и даже лекции посредством сети интернет. Обучающий курс записывается заранее, либо трансляция ведется в прямом эфире. Более того, можно провести обучение даже в виде онлайн конференции. В данном случае, как на практическом семинаре, возможно обсуждение каких-то вопросов, обмен мнениями и опытом.
Основной плюс дистанционного обучения - возможность для работника повысить свою квалификацию без отрыва от производства. Нет необходимости куда-то ехать, тратить время и деньги компании на проезд и проживание в гостинице. Трансляция того или иного обучающего мероприятия – семинара, лекции и т.п. может быть организована прямо на рабочем месте сотрудника, либо в актовом зале предприятия.
Достоинствами дистанционного обучения также являются такие его возможности как экстерриториальность и информатизация. Работник может посмотреть и прослушать обучающий курс находясь как на рабочем месте, так и дома, в том числе, на больничном, и даже в командировке, в том ч силе в другой стране, т.е. по сути в любой точке мира где есть интернет. Информационные технологии делают обучающий курс – лекцию, семинар, более наглядными, интересными и содержательными. Наряду с трансляцией, например, лекции, могут использоваться различные вставки практических моментов и демонстрационных материалов.
Еще одним плюсом является видеозапись обучающего курса. В данном случае, преподавателю или бизнес-тренеру нет необходимости выступать несколько раз и говорить одно и тоже. Записанный материал может быть просмотрен обучающимися в любое удобное для них время.
Дистанционное обучение в сравнении с традиционным
Практика показывает, что дистанционное обучение способствует развитию у работников целого ряда положительных личностных качеств. Среди таких качеств можно, в первую очередь, отметить ответственность, самодисциплину и самостоятельность. Другие качества – это способность к креативному поиску и решению индивидуальных задач.
Каждый сотрудник по согласованию с руководством может выбирать для себя различные курсы, которые помогут ему в последующей работе. Поэтому дистанционное обучение по сравнению с традиционным создает более мотивированных работников, поскольку обычные лекции и семинары все же предполагают некоторую степень принуждения и отсутствие индивидуального подхода.
Тенденции на рынке дистанционного обучения
В последние годы все большее число компаний предлагают услуги дистанционного обучения на российском рынке, помощь в создании СДО на отечественных предприятиях. Виктория Маценко отмечает, что данный вид обучения становится просто панацеей для сотрудников компаний, работающих в режиме постоянных командировок или, например, моряков, месяцами находящихся в море.
Наряду с количеством предлагающих обучение компаний, повышается и качество обучения, а также количество обучающих курсов. В настоящее время возможно дистанционное обучение как в плане аварийно-спасательной работы, промышленной безопасности, так и повышение квалификации экономистов и финансовых работников, ИТР, IT-специалистов и других.
Тенденции на рынке дистанционного обучения, ярко проявившиеся в последние годы, по мнению экспертов, с учетом развития интернет-технологий будут только усиливаться. Учитывая многочисленные плюсы данного вида обучения можно предполагать, что оно уже в ближайшие годы составит существенную конкуренцию традиционному очному обучению при ВУЗах, различным офлайн конференциям и семинарам.