Должностная инструкция: нужна ли она вашему бизнесу
Трудовой кодекс РФ не содержит такого понятия, как «должностная инструкция». В нем нет требований, как она должна выглядеть и что должна содержать. В этой статье расскажем, нужна ли в таком случае должностная инструкция в компании и для каких бизнесов она необходима.
Что такое должностная инструкция и зачем она нужна
Должностная инструкция — это внутренний документ организации, который содержит:
- квалификационные требования, которые работодатель предъявляет к той или иной должности: образование, опыт работы, умения, навыки;
- должностные обязанности сотрудника.
Работодатель не обязан писать должностные инструкции для каждой должности. Подтверждение этому можно найти в письме Федеральной службы по труду и занятости от 9 августа 2007 г.
В этом случае работодатель должен помнить, если возникнет спор с сотрудником из-за невыполнения тем или иным своих обязанностей, могут возникнуть трудности. Работодателю будет сложно доказать, что сотрудник не выполнял свои обязанности, потому что требования нигде не зафиксированы. И наоборот, сотрудник не докажет, что он выполнял больше задач, чем должен был, потому что его обязанности нигде не описаны.
Должностная инструкция — важный документ в решении вопросов трудовых отношений. Ее отсутствие может плохо сыграть для обеих сторон.
В каком бизнесе не обойтись без должностной инструкции
В некоторых компаниях должностная инструкция это формальность. Документ на всякий случай. Чаще всего в таких компаниях новые сотрудники проходят испытательный срок, за который работодатель проверяет компетентность специалиста и решает работать с ним дальше или нет. Если сотрудник не подошел, с ним прощаются. Если понравился — продолжают работать. Такие сотрудники работают долго, ведь их работа была изначально хорошо проверена. Да и сам сотрудник посмотрел, из каких задач будет состоять его работа.
Должностная инструкция обязательно нужна в компаниях, где у сотрудников есть четкие обязанности, например вот здесь можно найти пример должностной инструкции для водителей в такси. Они должны работать по определенным правилам, несоблюдение которых может привести к плохим последствиям для организации. Например, водитель такси принял заказ, но не приехал к пассажиру, нагрубил ему или не соблюдал дорожное движение. Пассажир вправе пожаловаться на водителя и потребовать компенсацию. В последнем случае поведение водителя вообще может привести к несчастному случаю. Служба понесет значительные убытки из-за несоблюдения водителем его должностных обязанностей.
Должностная инструкция также нужна в компаниях, где большая текучка кадров. Здесь руководителю сложно близко узнать сотрудника и быть уверенным в его ответственности. Так, должностная инструкция, подстрахует работодателя, если возникнут трудности во взаимоотношениях с сотрудником. Обычно большая текучка кадров в компаниях, где большие отделы продаж, колл-центрах, службах такси и т.д.