О САЙТЕ КАТАЛОГ КОНТАКТЫ ENGLISH
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ОБЗОРЫ КОТИРОВКИ СТАТИСТИКА СТАТЬИ

Экономический кризис в России порождает риски стагнации и деградации

Экономика России заблокирована в особенно плохом кризисе. Он существенно отличается от кризисов 1998 и 2008-2009 годов, когда быстрые спады сопровождались столь же быстрым восстановлением. Во всяком случае, нынешний кризис более близко напоминает начало 1990-х, когда Россия переходила от плановой к рыночной экономике. Хотя реальные зарплаты сейчас упали гораздо меньше, оба кризиса вызвали те же институциональные проблемы. Нормы и правила в российской экономике в настоящее время блокируют ее дальнейшее развитие, так же, как они делали тогда.

Бюджеты находятся в худшем состоянии. Дефицит федерального бюджета за 2015 год составил 2 трлн рублей ($32,8 млрд.), или 2,5 процента от валового внутреннего продукта. Совокупный дефицит всех региональных и муниципальных бюджетов составил 2,7 трлн. рублей ($44,3 млрд.), или 3,5 процента от ВВП – на 11 процентов больше, чем в 2014 году.

Объем промышленного производства снизился на 3,4 процента в 2015 году. Личные доходы граждан сократились в прошлом году на 4,7 процента (и на 6,9 процента в этом феврале по сравнению с февралем 2015 г.). Потребление резко упало, что привело к сокращению на 10 процентов розничных продаж. Строительство уменьшилось на 13 процентов в сентябре 2015 года, и на 7 процентов за год в целом. Инвестиции продолжали падать уже третий год подряд, и с каждым годом темпы падения увеличиваются. Только в прошлом году инвестиции упали на 8,4 процента. Это означает, что кризис продолжается, и даже если тот или иной сектор уже "достиг дна", нет никакой гарантии, что инвестиции не будут падать дальше - потому что нет никаких драйверов роста в российской экономике.

Каковы драйверы роста? Они включают в себя меры по совершенствованию бизнес-среды, более предсказуемую политику и отсутствие геополитического авантюризма. Компании не инвестируют, когда они не уверены, что произойдет завтра, через год или через пять лет.

Этот кризис имеет свою собственную географию. Худшими являются промышленные регионы, которые производят автомобили и железнодорожные вагоны. В этих секторах, производство упало на 30-50 процентов. Это является результатом резкого падения покупательной способности. Автомобильная промышленность России модернизирована за последнее десятилетие, но люди не имеют достаточно денег, чтобы купить иномарки, собранные в российских заводах. Они не могут позволить себе даже автомобиль Лада производства компании АвтоВАЗ. Резкое падение внешнего спроса на российские железнодорожные вагоны привело к резкому снижению производства по Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле. Теперь, когда комбайны John Deere стали слишком дорогими для российских фермеров, сектор сельскохозяйственной техники - единственный отечественный промышленный сектор - переживает период роста. Но как долго это будет продолжаться?

Нефтяные и газовые регионы живут лучше, особенно такие относительные новички, как на Сахалине, в Восточной Сибири и Ямало-Ненецком автономном округе. Добыча и производство в этих регионах продолжается, благодаря инвестициям, сделанным в последние годы. Аграрные регионы на юге также на подъеме, хотя рост идет медленно - всего на 3 процента для сельского хозяйства и аналогичные показатели для производства продуктов питания. Это является результатом замещения импорта, вызванного девальвацией рубля. Однако импортозамещение прогрессирует медленно. Например, Россия уже производила 90 процентов своей собственной птицы до кризиса, а в настоящее время производит 95 процентов. Страна удовлетворяла 70-80 процентов своих потребностей в свинине, а теперь около 90 процентов. Тем не менее, падение спроса и покупательной способности в скором времени положит конец такому росту.

То же самое происходит и в фармацевтическом секторе. Импортные препараты стали более дорогими, и правительство меньше покупает их. Поэтому вырос спрос на более дешевые, с более низким качеством препараты, производимые в России.

И наконец, регионы, которые являются домом для объектов военно-промышленного комплекса также переживают период роста. К ним относятся Брянск, Тула, Владимир и Ярославль, наряду с некоторыми из республик на Волге. Федеральный бюджет финансирует оборонную промышленность, и увеличение расходов на оборону составило 28 процентов в 2015 году. Но этот праздник уже закончился: федеральный бюджет больше не в состоянии поддерживать такой уровень расходов на оборону. На самом деле, расходы на оборону составляют более 20 процентов всех расходов федерального бюджета и 33 процента, если включить в них расходы на национальную безопасность. Ожидается, чтобы эти расходы сократятся в 2016 году.

Но наибольшее влияние этот кризис оказал на крупные города, где люди зарабатывают больше всего и потребляют больше всего, где спрос наиболее модернизированный и где люди больше всего пользуются услугами. Жители крупных городов покупают больше, они тратят больше средств на культуру, отдых, путешествия, образование и здравоохранение. После того, как они привыкли к современному образу жизни, столичные жители теперь вынуждены постепенно отказываться от него. Сектор услуг является основной формой занятости в крупных городах, а также ресурсы становятся все более скудными, занятость падает быстро в этой области.

С кризисом, поразившим предприятия, которые предоставляют услуги, которые улучшают жизнь, в крупных городах наблюдается наибольшее общее снижение качества жизни и уровня жизни. Это очень серьезная проблема. Падают не только доходы: статус работы людей, модели потребления и уровень жизни. Каждый большой город представляет собой также огромный рынок труда, и в условиях кризиса, жители вынуждены занимать менее желательные рабочие места, которые предлагают более низкую заработную плату. Конечно, люди в больших городах испытывают разочарование и депрессию, но они приспосабливаются к новым условиям жизни.

Кризис не приведет к увеличению уровня безработицы в крупных городах, но он уменьшает статус и подавляет амбиции.

Безработица в регионах растет медленно. Согласно официальной статистике, это лишь на 5,7 процента в конце 2015 года, что является незначительным. Народ Испании и Италии был бы счастлив такой «проблеме безработицы».

Безработица не растет быстрее, потому что, во-первых, последствия кризиса ощущаются медленно и заводы, как правило, не закрываются. Во-вторых, Россия имеет необычный рынок труда. Вместо увольнений, сотрудники получают меньше рабочих дней в неделю, идут в вынужденный отпуск или просто простаивают. Владельцы бизнеса понимают, что они могут быть наказаны за закрытие предприятий. Они знают, что лучше держать свои двери открытыми.

Демографические факторы также влияют на статистику по безработице. Например, все больше людей достигают пенсионного возраста и уходят с рынка труда, при этом гораздо меньшее число молодых людей зрелого возраста на этот рынок приходят. Кроме того, с уменьшением объема строительства, трудящиеся-мигранты, из которых состоит большая часть «рабочих экипажей» любой стройки, возвращаются домой и, как нероссийские граждане, не включаются в официальную статистику занятости.

По мере того как россияне адаптируются к кризису, начинает доминировать чувство индивидуализма и каждый становится «сам за себя». Некоторые находят вторую работу, другие соглашаются на менее желаемое положение, некоторые "уходят в тень" и перестают платить налоги. В провинции, жители заводят больше кур и свиней и сажают больше картофеля – таким традиционным способом русские кормили себя на протяжении веков. Собственный труд ничего не стоит. Однако это такой классический русский "режим выживания".

В этом году Россия вновь сталкивается с перспективой двузначной инфляции - и это означает новое снижение реальной заработной платы и реальных доходов населения. Россия становится бедной и недорогой страной для иностранных валютных туристов.

Это порождение нынешнего кризиса, что делает его особенно сложным. Россия будет оставаться на низшей точке в течение некоторого времени. Но хуже всего то, что люди привыкают к этому. И когда люди привыкают к кризису, их основной стратегией преодоления трудностей становится затягивание поясов. Они едят больше картофеля и хлеба и меньше мяса и мандаринов, отдыхают на даче, а не на море, и изменяют свое потребление в соответствии со своими сокращающимися доходами. Это основная стратегия выживания. А это приводит к деградации.

Источник - The Moscow Times, автор - Наталья Зубаревич

Опубликовано 31.03.2016 13:07

Экономические статьи

 + Мировые товарные рынки

 + Экономические блоки

 + Финансы и инвестиции

 + Экономика предприятия

 + Экономические индексы

 + Макроэкономика

 + Основы менеджмента

 + Основы маркетинга

 + Мировая экономика

 + Экономические организации

 + Стратегическое управление

 + Экономика стран мира

Графики

 + Показатели стран мира

 + Курсы валют

 + Фондовые индексы

 + Цены на биржевые товары

 + Цены на акции

 + Экономические индикаторы

Экономические показатели

Экономические новости

18.09.2023 16:54 Мировой спрос на уран вырастет на 28% к 2030 году в условиях доминирования России

17.06.2023 16:37 Потребительская инфляция в России в мае и первой половине июня немного ускорилась

09.06.2023 12:37 В мае Россия продемонстрировала солидные экономические результаты

08.06.2023 16:11 Темпы роста ВВП РФ составят примерно 1% в 2023 году

25.05.2023 18:35 Экономика России сократилась на 1,9% в I квартале 2023 года

14.05.2023 17:12 Уровень годовой инфляции в России в апреле снизился до 2,3%

26.04.2023 14:34 Рейтинг кредитоспособности банка «ЦентроКредит» был подтвержден на уровне «ruBB»

23.04.2023 16:17 Аналитики ING прогнозируют большие сдвиги и слабый рост в мировой торговле в 2023 году

14.04.2023 14:33 По прогнозу МВФ ВВП России вырастет на 0,7% в 2023 году и на 1,3% в 2024 году

06.04.2023 20:43 Деловая активность в секторе услуг России существенно повысилась в марте