О САЙТЕ КАТАЛОГ КОНТАКТЫ ENGLISH
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ОБЗОРЫ КОТИРОВКИ СТАТИСТИКА СТАТЬИ

Могут ли страны БРИКС доминировать в мировой экономике?

Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР бросили перчатку к ногам Запада. В прошлом месяце эти пять стран с развивающейся экономикой запустили Новый банк развития - по прозвищу "БРИКС банк" - который сочетает в себе черты Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ). Тем временем, Китай предложил Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), который мог бы конкурировать с Азиатским банком развития (АБР). Эти инициативы представляют собой первый серьезный институциональный вызов глобальному экономическому порядку, установленному в Бреттон-Вудсе 70 лет назад. Психология позади этого вызова ясна, так как развитые страны растеряли свой собственный авторитет как ответственных экономически заинтересованных сторон в последние годы и не смогли в полной мере использовать усиление новых полномочий. Менее ясно, сколько положительного эти новые институты принесут для глобального управления - или даже для интересов стран, отстаивающих их.

На первый взгляд, трудно принять новый БРИКС банк серьезно. Пять членов-учредителей сблизились только немного больше, чем умное сокращенное наименование и общее желание, чтобы отправить сообщение на Запад. Различия между этими пятью странами в экономическом плане, политической ориентации и геостратегических интересах являются существенными. Кроме того, начальный оплаченный капитал только $10 млрд. - это капля в море по сравнению с проблемами развития, которые с помощью банка страны намерены решать.

Однако БРИКС банк отражает реальную жалобу со стороны развивающегося мира на состояние глобального экономического управления, в том числе повторяющихся финансовых кризисов, исходящих из США и Европы в последние годы и провалившуюся попытку развитых стран перераспределить "доли и места" стран с развивающейся экономикой в существующих институтов, таких как МВФ. Более того, если все получится, БРИКС банк может внести полезный вклад в глобальное развитие. Тем не менее, он также может подорвать глобальную систему на базе правил, которые в значительной степени служили экономическим интересам стран БРИКС также в течение последних семи десятилетий.

Когда представители 44 союзных государств, в основном из Северной Америки и Европы, собрались в Нью-Гемпшире в июле 1944 года, у них было три основных цели. Прежде всего, необходимо было построить основанную на определенных правилах международную экономическую архитектуру, которая помогла бы предотвратить повторение хаоса и разрушений предыдущих 30 лет. Во-вторых, необходимо было восстановить разрушенные войной экономики Европы и Азии и заложить основу для долгосрочного глобального процветания. Для достижения этих первых двух целей, делегаты в Бреттон-Вудсе создали МВФ, который должен был содействовать макроэкономическому сотрудничеству и препятствовать разоряющим валютным политикам, Всемирный банк для контроля за реконструкцией и развитием, и построили блоки, которые позже стали Всемирной торговой организацией (ВТО), для того, чтобы дисциплинировать мировую торговлю. Североатлантические страны затем определили третью цель - сохранение лидерства в мировых делах – и перераспределили управление этими организациями в свою пользу.

Возможно, БРИКС банк и китайский АБИИ были созданы для достижения трех аналогичных целей - только в обратном порядке. Больше всего на свете, страны-учредители хотят утвердиться в качестве лидеров в глобальной политике; они хотят сидеть в большом кресле во главе стола и стучать молотком. Во-вторых, они стремятся содействовать экономическим возможностям, хотя и с отчетливо меркантилистской позицией в пользу собственных коммерческих интересов. Создание позитивного вклада в глобальный порядок, основанного на правилах, является третичным для рассмотрения в лучшем случае.

Надо отметить, что готовность БРИКС инвестировать в инфраструктуру и устойчивое развитие можно только приветствовать. Оценки Всемирного банка говорят о том, что на развитие инфраструктуры в развивающихся странах будет необходимо $1 трлн. в год до 2020 года. Если Китай и другие успешные страны с развивающейся экономикой могут поделиться своим опытом в области развития и потенциала с бедными странами, то будет расти глобальное благосостояние.

Однако действительно ли новые институты - особенно те, которые вызывают ряд серьезных управленческих и оперативных вопросов - необходимы для удовлетворения этих целей? Страны-учредители БРИКС банка говорят, что они намерены поделиться правом голоса в равной степени в рамках существующей группы и передавать доли новым членам по мере присоединения. Тем не менее, если БРИКС банк будет оставаться ограниченным экспериментом, будет ли ЮАР действительно в состоянии поддерживать равный финансовый вклад с Китаем? Если нет, то будет Пекин по-прежнему готов дать Претории равный голос в управлении учреждениями? И что произойдет, когда совокупная доля пяти стран-учредителей снизится до заявленного порога в 55 процентов; прекратят ли они затем прием новых стран или будут уменьшать доли других действующих членов?

В оперативном отношении, сможет ли БРИКС банк привлечь топ уровня сотрудников в Шанхай? На каких условиях банк будет кредитовать? Будут ли озвучены финансовые, хозяйственные, а также другие условия, похожие на те, которые применяются международными банками, такими как Всемирный банк и АБР? Будет ли кредитование привязано к закупке товаров и услуг от компаний из стран-членов или будет сделана ставка на открытость для всех?

Похожие управленческие и оперативные вопросы окружают и предложение Китая по АБИИ. На самом деле, Пекин должен уделить особо пристальное внимание издержкам и выгодам этих новых институциональных механизмов. Для всех понятны жалобы на существующий порядок, однако этот порядок служил интересам Китая и в течение последних нескольких десятилетий. Он обеспечил открытые, растущие рынки для китайского экспорта; доступ к капиталу, ресурсам и технологиям; и дисциплине, благодаря чему Китай вырвался вперед со своими внутренними экономическими реформами. Однажды в будущем, когда Пекин сядет в большое кресло с молотком, он может пожалеть о том дне, когда он согласился гарантировать дорогие новые институты со слабым управлением и кредитованием структур.

Между тем, БРИКС банк является тревожным звонком для развитых стран Северной Америки, Европы и Восточной Азии. Они должны усилить свое экономическое управление, чтобы избежать повторяющихся финансовых и фискальных кризисов и сделать больше, чтобы разделить власть Бреттон-Вудса - в частности, убедив Конгресс США провести реформы квот МВФ, за которые администрация Обамы ратовала в 2010 году. Сделав настоящую уступку и приняв G-20, которая включает в БРИКС как равноправных членов, как "главный форум для международного экономического сотрудничества", западные державы должны работать больше, чтобы восстановить эффективность и доверие в G-20. Но в то же время, развитые страны должны напомнить БРИКС, что существующие правила на основе многостороннего порядка служили всем хорошо и их стоит сохранить и на них опираться.

Источник - Nationalinterest.org, автор - Мэтью П. Гудман

Опубликовано 15.08.2014 11:48

Экономические статьи

 + Мировые товарные рынки

 + Экономические блоки

 + Финансы и инвестиции

 + Экономика предприятия

 + Экономические индексы

 + Макроэкономика

 + Основы менеджмента

 + Основы маркетинга

 + Мировая экономика

 + Экономические организации

 + Стратегическое управление

 + Экономика стран мира

Графики

 + Показатели стран мира

 + Курсы валют

 + Фондовые индексы

 + Цены на биржевые товары

 + Цены на акции

 + Экономические индикаторы

Экономические показатели

Экономические новости

18.09.2023 16:54 Мировой спрос на уран вырастет на 28% к 2030 году в условиях доминирования России

17.06.2023 16:37 Потребительская инфляция в России в мае и первой половине июня немного ускорилась

09.06.2023 12:37 В мае Россия продемонстрировала солидные экономические результаты

08.06.2023 16:11 Темпы роста ВВП РФ составят примерно 1% в 2023 году

25.05.2023 18:35 Экономика России сократилась на 1,9% в I квартале 2023 года

14.05.2023 17:12 Уровень годовой инфляции в России в апреле снизился до 2,3%

26.04.2023 14:34 Рейтинг кредитоспособности банка «ЦентроКредит» был подтвержден на уровне «ruBB»

23.04.2023 16:17 Аналитики ING прогнозируют большие сдвиги и слабый рост в мировой торговле в 2023 году

14.04.2023 14:33 По прогнозу МВФ ВВП России вырастет на 0,7% в 2023 году и на 1,3% в 2024 году

06.04.2023 20:43 Деловая активность в секторе услуг России существенно повысилась в марте