О САЙТЕ КОНТАКТЫ ENGLISH
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ОБЗОРЫ СТАТИСТИКА СТАТЬИ КАТАЛОГ

Кризис труда и его последствия в России

Автор: Ксения Головченко (студентка 5 курса ГИМУ, Северо-западный институт управления)

Кризис труда в России в последние годы становится одной из основных проблем в экономике. Проблема обусловлена недостатком профессиональных кадров по рабочим специальностям, в связи с малым объёмом подготовки специалистов по данному направлению, и активным привлечением на рабочие специальности за низкую заработную плату людей из стран ближнего зарубежья, не имеющих специального образования в конкретных отраслях экономики.

На российском рынке труда целесообразно выделить два рынка. Первый рынок охватывает рабочие места специалистов с высшим образованием, управляющих и администраторов всех звеньев, высококвалифицированных рабочих. Это высокооплачиваемые группы рабочей силы, имеющие высокий уровень квалификации, надёжные гарантии занятости. К нему также относятся рабочие места техников, административно-вспомогательного персонала и работников средней квалификации.

Второй рынок охватывает рабочие места, как правило, не требующие продолжительной специальной подготовки и высокой квалификации. Их занимают работники обслуживания (к ним относят поваров, официантов, медицинский обслуживающий персонал, милицию, пожарников, прислугу, уборщиков и т.д.), неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих.

Первый рынок характеризует высокая мобильность рабочей силы, высокий уровень оплаты труда, широкие возможности для профессионального роста, значительная конкуренция за рабочие места, второй – высокий уровень безработицы и текучести кадров, слабые карьерные перспективы.

При этом необходимо отметить, что на многих отечественных предприятиях сохраняется практика выплаты «заработной платы в конвертах» (в том числе лицам, не имеющим регистрации на территории РФ), в то время как граждане РФ с профессиональным образованием становятся все более заинтересованными в выполнении работ по договорам гражданско-правового характера с целью последующего пенсионного обеспечения. Вследствие этого на рынке труда наблюдается недостаток желаемых дипломированными специалистами рабочих мест по специальности.

Кроме того, на сегодняшний день многие предприятия по-прежнему готовы принимать на работу персонал за более низкую заработную плату с низкой квалификацией, нежели образованных людей за более высокую заработную плату.

Аргументировать данную проблему можно обратившись к данным российского статистического ежегодника (см. таблицу 1).

Таблица 1. Распределение численности безработных по уровню образования (в процентах к итогу)

Распределение численности безработных по уровню образования

Проанализировав данные, при прочих равных можно предположить, что лиц, имеющих основное общее (доля 10,1 % в 2012 году по сравнению с 14,1% в 2000 году) или не имеющих основного общего образования (в основном идёт речь о дешёвой рабочей силе из стран ближнего зарубежья) – доля 1,1 % по сравнению с 2,6% в 2000 году, стали нанимать чаще, в то время как лицам, имеющим среднее (полное) образование и начальное профессиональное образование, трудоустроиться стало немного сложнее.

Структура занятых по уровню образования

Рис. 1. Структура занятых по уровню образования (в динамике, %)

Структура безработных по уровню образования

Рис. 2. Структура безработных по уровню образования (в динамике, %)

По представленным выше графикам видно, что в 2013г. по сравнению с 2010г. доля занятого населения с высшим профессиональным образованием увеличилась (на 2,6 процентных пункта), со средним профессиональным - сократилась (на 1,3 процентных пункта).

В 2013г. среди безработных доля специалистов с высшим или средним профессиональным образованием составляет 36,9%. По сравнению с 2010г. в 2013г. доля безработных с высшим профессиональным образованием увеличилась (на 2,4 процента) и составила 17,4%, со средним профессиональным образованием - сократилась (на 1,3 процента) и составила 19,5%.

За тот же период снизилась доля лиц с начальным профессиональным образованием среди занятого населения (с 19,6% - в 2010г. до 18,5% - в 2013г.) и сократилась доля безработных (с 20,8% - в 2010г. до 19,4% - в 2013г.).

В целом, статистические данные показывают, что большинство занятых составляют люди с профессиональным образованием (высшим, средним и начальным), при том что наибольшая доля безработных – люди, имеющие среднее (полное) общее образование. В 2013г. доля людей с высшим профессиональным образованием в общем количестве занятых составила 31,7%, а их же доля в общем количестве безработных – всего 17,4%, со средним профессиональным образованием соответственно 25,8% и 19,5%, а с начальным профессиональным образованием – 18,5% и 19,4%.

Кроме того, по графикам также можно сделать вывод, что в последние годы увеличилась доля людей с высшим профессиональным образованием в общей численности рабочей силы (наблюдается рост доли как среди безработных, так и среди занятых), в то время как доля людей с начальным и средним профессиональным образованием в общей численности рабочей силы уменьшилась (наблюдается обратная тенденция).

Необходимо отметить, что уменьшение численности и в целом нехватка профессиональных кадров по рабочим специальностям связана с отсутствием ориентированной на внутренний рынок труда системы получения среднего специального образования. «Высшее образование сегодня доступно практически всем, если не на бюджетной основе, то на коммерческой. Родители отдают своих детей в ВУЗы, при этом обучение в техникумах и училищах становится неким признаком необеспеченности. Кризис, по мнению экспертов, как и введение системы ЕГЭ, несколько скорректируют ситуацию, и многие выпускники будут вынуждены идти учиться в средних специальных учебных заведениях. Но престиж рабочих специальностей остается невысок, и кардинально ситуация от таких действий вряд ли изменится». Вследствие этого, совершенно естественно, что многие компании, а особенно строительные компании или производственные холдинги, прибегают к привлечению иностранной рабочей силы, в том числе и из-за нехватки кадров. Также, многие предприятия привлекают не имеющих опыта работы людей с высшим профессиональным образованием на рабочие специальности.

Можно привести яркий пример: на заводе «Интерфилл», производящем бытовую химию, 70% рабочей силы составляют граждане ближнего зарубежья.

Таблица 2. Численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в России в 2000-2012гг.

Численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в России

Численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в России в 2000-2012гг., представлена в таблице 2.

В общем числе занятых в экономике России доля иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в России, возросла с 0,3% в 1999-2000 годах до 3,4% в 2008 году. В 2009 году она снизилась до 3,2%, а в 2010 году до 2,4%. По данным за 2011 год, она опустилась до 1,7%, а во втором квартале 2012 года составила 1,9%. В общем числе иностранцев, имевших разрешение на работу на конец II квартала 2012 года, 82,7% (813,2 тысячи человек) составляли граждане стран СНГ, в том числе граждане Узбекистана – 40,2% (395,5 тысячи человек), граждане Таджикистана - 15,2% (149,8 тысячи), граждане Украины – 10,6% (104,5 тысяч человек). Среди граждан других стран преобладали граждане Китая – 7,7% (76,2 тысячи человек).(http://demoscope.ru/ Е. Щербакова, Демографические итоги 2012 года)

Выделяют два основных фактора, способствующих притоку трудовых мигрантов. Первым фактором трудовой иммиграции в Россию является относительная привлекательность с точки зрения уровня жизни, возможности получения более высоких заработков. Вторым фактором, определяющим приток трудовых мигрантов, выступает ситуация на рынке труда, устойчивый спрос на иностранную рабочую силу в России, сохраняющие возможности занятости для иностранцев в различных секторах экономики.

Несмотря на возмущение некоторой части населения, что на территории нашей страны очень много иностранных граждан, которые занимают рабочие места, именно благодаря мигрантам развиваются целые сектора отечественной экономики - торговля, строительство, транспорт и сельское хозяйство. Поэтому, конечно, нецелесообразно запрещать им въезд в нашу страну. Однако если не принять определённые меры по привлечению российских рабочих на эти места, существует вероятность того, что через несколько лет население и вовсе не захочет работать в определенных отраслях.

Таким образом, Россия в принципе должна быть заинтересована в притоке трудовых мигрантов из-за рубежа, но необходимо выработать стратегию, а также чёткие и прозрачные условия их привлечения. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы формирования миграционной политики в отношении временных трудовых мигрантов из-за рубежа. В частности, актуальны позиции определения потребностей рынка труда в иностранной рабочей силе, отраслей их привлечения, условий размещения, соблюдения прав и пр.

В настоящее время временная трудовая миграция на территории России происходит в стихийном режиме, многие мигранты находятся вне легального статуса, работают в теневой экономике. В стране в целом и отдельных регионах не учитываются реальные потребности рынка труда и возможности социальной инфраструктуры, растет социальная напряжённость, создаются условия для распространения среди российского населения идей национальной нетерпимости и ксенофобии по отношению к мигрантам разных национальностей. Сами трудовые мигранты не имеют регистрации, их права нарушаются, они подвергаются эксплуатации со стороны некоторых работодателей.

То есть не следует идеализировать последствия трудовой миграции, которая имеет ряд негативных аспектов: рост теневой экономики, демпинг уровня заработной платы, трансформация этнического состава населения, формирование этнических анклавов, рост межнациональной напряженности. Нежелательной тенденцией можно считать формирование обособленных зон компактного расселения мигрантов по этническому признаку ("этнических анклавов"). Это затрудняет, а порой делает невозможной интеграцию мигрантов в общество.

От того, как России удастся использовать квалификационный потенциал имеющейся рабочей силы, как будет организован процесс профессиональной подготовки и переподготовки национальных кадров в соответствии с требованиями современного производства и внедрения инновационных технологий, во многом зависит будущее страны и ее место в мировой иерархии.

Какие же меры следует принять для привлечения местного населения на рабочие специальности? Прежде всего, необходимо провести реформу профессионального образования, в том числе среднего и начального профессионального образования, которая способствовала бы равномерному распределению рабочей силы в различных секторах экономики, а также заинтересовать школьников рабочими профессиями.

Например, с февраля 2013 года старшеклассникам Ульяновской области начали прививать любовь к рабочим профессиям, потребность в которых в последнее время нарастает. Делать это стали с помощью «Уроков успеха».

Школьники приходят на предприятия, где им показывают, как идёт рабочий процесс, и рассказывают, почему ту или иную профессию можно считать не менее престижной, чем работу менеджера или стилиста. Как пояснили в пресс-службе правительства Ульяновской области, проводят такие уроки в первую очередь не начальники заводов или фабрик, а рабочие среднего звена. То есть руководители цехов, а также простые токари и комбайнеры.

Ходят на такие экскурсии юноши и девушки по месту жительства. Кроме того, учеников сельских школ станут звать, в том числе и в фермерские хозяйства.

Кстати, апробировали такую программу в 2011-2012 учебном году. Тогда на просьбу провести у себя такие уроки откликнулось около 200 предприятий. В частности, «Авиастар», УАЗ, УМЗ и другие. В этом году в министерстве образования надеются на то, что таких предприятий будет еще больше.

Кроме того, необходима соответствующая государственная политика и ответственность бизнеса: квотирование иностранной рабочей силы, реальная ответственность предпринимателей за найм нелегалов, борьба с коррупцией чиновников, закрывающих на это глаза.

С 1 января 2015 года в России для трудовых мигрантов, приезжающих в РФ без оформления визы, отменяется квотирование иностранной рабочей силы, а для получения разрешения на работу надо купить разрешительный патент. С 1 января стоимость патента будет определять каждый регион самостоятельно, но она не может быть ниже 1586 рублей 40 копеек в месяц - это федеральный минимум, а регион по своему усмотрению может выставить любую более высокую сумму. Москва предполагает назначить цену патента более 4 тысяч рублей. В Минтруда РФ ожидают, что новые условия трудоустройства будут способствовать легализации рынка иностранной рабочей силы, а также обеспечат социальную защищенность трудовым мигрантам. По оценкам ведомства, сейчас в России работают около 3,5 млн иностранных граждан.

Одной из известных мер по пресечению миграционного законодательства является проведение профилактических рейдов. Например, в Красноярске наказали несколько предпринимателей за найм нелегальных мигрантов. «Полицейские проверили ряд объектов торговли, строительства и иных сфер экономики. Всего было установлено 96 иностранных граждан, 40 из которых не имели при себе документов удостоверяющих личность. Все они были доставлены в отделы полиции для дальнейшего разбирательства.

По результатам проверки в отношении иностранцев составлено 24 протокола об административном правонарушении. Из них 3 гражданина привлечено к ответственности за незаконное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации и 21 - за нарушение режима пребывания на территории России. Кроме того, привлечено к административной ответственности 3 предпринимателя, принявших на работу иностранных граждан незаконно».

Кроме того, интересно обратиться к опыту европейских стран. Например, Франция, согласно закону от 16 июня 2011 года, ужесточила административные санкции в отношении работодателей, привлекающих к работе нелегально находящихся в стране граждан третьих стран. Согласно ст. L.8272-2 и R.8272-8 Трудового кодекса Франции компетентные органы (префектуры) могут принять решение о временном (максимум — 3 месяца) приостановлении деятельности организации или учреждения в случае повторного совершения правонарушения с учетом доли нелегальных сотрудников в организации и/или учреждении и иных фактов. При этом все санкции в отношении работодателей, ответственных за найм нелегальных мигрантов (ст. 83-87 Закона), согласуются с минимальными мерами защитного характера в отношении работников-нелегалов (ст. 74-82 Закона от 16 июня2011 года).

Принятие Директивы Италией также привело к ужесточению штрафных санкций: за содействие в найме нелегального работника — от 5 тыс. евро с лишением свободы от 6 месяцев до 3 лет (ст. 10, 12, 12.5, 14ff УК Италии); в случае вовлечения нелегального работника в трудовую деятельность штраф 7500 евро и 4 года тюрьмы (ст. 19, 22.22 УК Италии).

Этим же пакетом документов государство обязало учителей школ информировать уполномоченные государственные органы о детях, родители которых не имеют легального разрешения на пребывание в стране; разрешило создавать гражданские невооруженные патрули для препятствования проникновению нелегальных мигрантов в страну - Ronde - как превентивные меры борьбы с ростом нелегальной миграции (3.7, 3.10 Law 94/2009).

Вывод: Для преодоления кризиса труда в России необходимо провести реформу профессионального образования, способствующую равномерному притоку и распределению рабочей силы в различных секторах экономики в соответствии с уровнем квалификации, а также проводить эффективную государственную политику для обеспечения реальной ответственности предпринимателей за найм нелегальных рабочих.

Список литературы

1. Вишневская В.С., Астапенко С.С. Международная миграция рабочей силы: проблемы и перспективы. Современные аспекты экономики/ В.С.Вишневская, С.С.Астапенко. – 2010. – № 2. – С.41-49.

2. Гулина О.Р. Правовая ответственность за найм нелегальных мигрантов: опыт ЕС и США. СПб:ИПП ЕУ СПб, 2013. — 24 с. (Серия «Аналитический обзор по проблемам правоприменения»)

3. Ионцев В.А. Мировые миграции/В.А.Ионцев. – М.: Знание. 2009. – 98с.

4. Костаков В. Миграция: беда или благо?/В.Костаков. - Экономист. – 2009. – № 2. С.34-39.

5. Сальваторе Д. Международная экономика. – М.: Институт внешнеэкономических связей и управления. 2008. – 230 с.

6. gks.ru: Российский статистический ежегодник: распределение численности безработных по уровню образования, численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в России в 2000-2012гг.

7. http://www.kp.ru – Комсомольская правда: «Слесари, швеи и трактористы станут рассказывать о том, почему их профессия престижна».

8. http://demoscope.ru/Е. Щербакова Демографические итоги 2012 года/Щербакова Е.

9. http://azerros.ru/ -«С нового года отменяются квоты на иностранную рабочую силу».

10. http://krsk.sibnovosti.ru/-Самые актуальные новости Красноярска: «В Красноярске наказали несколько предпринимателей за найм нелегальных мигрантов».

11. Atwill, N. (2011): France: Law on Immigration, Integration and Nationality, in:http://www.loc.gov/lawweb/servlet/lloc_news?disp3_l205402731_text

12. Legge n. 94/2009 -Security Set 94/2009 came in force on July, 15, 2009

Экономические статьи

 + Мировые товарные рынки

 + Экономические блоки

 + Финансы и инвестиции

 + Экономика предприятия

 + Экономические индексы

 + Макроэкономика

 + Основы менеджмента

 + Основы маркетинга

 – Мировая экономика

 + Экономические организации

 + Стратегическое управление

 – Экономика стран мира

Графики

 + Показатели стран мира

 + Курсы валют

 + Фондовые индексы

 + Цены на биржевые товары

 + Цены на акции

 + Экономические индикаторы

Экономические показатели

Экономические новости

Статистика