О САЙТЕ КОНТАКТЫ ENGLISH
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ОБЗОРЫ СТАТИСТИКА СТАТЬИ КАТАЛОГ

Мировой рынок платины

Рынок платины пострадал от негативных настроений и падения цен в 2015 году, но тенденции спроса были в целом положительными. Ожидания слабости на китайском рынке ювелирных изделий оказались завышенными, в то время как чистые продажи платины ETF инвесторами в Европе, США и Южной Африке перевесили всплеск физического спроса на инвестиции в Японии. Потребление платины в автокатализаторах было сильным, в то время как промышленный спрос оставался стабильным, в результате чего общий спрос на платину вырос на 4%. Со стороны предложения, восстановление продаж южноафриканских производителей было частично компенсировано резким падением объемов производства вторичного металла из утилизированных автомобилей и старых ювелирных изделий, в результате чего на рынке наблюдался значительный дефицит.

Поставки первичной платины выросли на 19% до 6,08 млн унций в 2015 году, самый высокий уровень за последние четыре года. Этот прирост был полностью обеспечен большими поставками из Южной Африки, где производство платины оправилось от разрушительного удара в 2014 году; продажи по производителям в других регионах были неизменными или снизились.

Движение запасов в очередной раз сыграло важную роль в истории поставок: южноафриканские производители поставили на рынок значительное количество платины из запасов рафинированного и находящегося в производстве металла, с тем чтобы сохранить поток наличности в период низких цен и беспрецедентного финансового давления.

В противоположность этому, некоторые производители в других регионах скромно прибавили запасы в 2015 году, либо в ответ на низкие цены, либо для обеспечения буфера против будущих операционных простоев.

Поставки платины из Южной Африки выросли более чем на 1 млн. унций до 4,57 млн. унций, самый высокий уровень с 2011 года. Он был на 274 тысяч унций выше, чем Johnson Matthew прогнозировала в своем докладе в ноябре 2015 года; большая часть этих изменений приходится на фондовые движения. Ранее аналитики предполагали, что производители вряд ли дополнят свои продажи с поставками платины из запасов, после тяжелого истощения запасов в период забастовок 2014 года. Тем не менее, необходимость генерировать доходы привела всех трех основных производителей к осуществлению дополнительных продаж из запасов в конце 2015 года. По оценкам Johnson Matthew, почти 150 тыс. унций платины были извлечено из запасов переделов (в том числе 130 тыс. унций в результате извлечения на заводе Anglo Platinum), в то время как примерно 70 тыс. унций были отправлены из ранее существовавших рафинированных запасов.

Производство платины у российских предприятий компании Норильский никель выросло на 2% до 610,000 унций в 2015 году, после очистки некоторых запасов в процессе производства в первой половине года. Однако, продажи платины упали на 3%, а в Норильске добавили примерно 32 тыс. унций платины к запасам рафинированного металла в опережение реконфигурации мощностей компании по производству никеля и МПГ, которые будут проходить в течение 2016 года. Аналитики Johnson Matthew подсчитали, что выход из аллювиальных платиновых рудников в Хабаровском крае и на Урале упал примерно до 90 тыс. унций в 2015 году, половина уровня десять лет назад. На крупных аллювиальных предприятиях, сортность руды упала в последние годы, и стало невозможным компенсировать это падение за счет увеличения объема обработанных песков.

Поставки платины из Северной Америки упали на 6% в 2015 году до 319 тыс. унций, из-за снижения выхода побочного продукта (платиноидов) у канадских производителей никеля, в сочетании с некоторым наращиванием запасов у компании Stillwater Mining Company в США.


Добыча платины по странам и регионам мира*

тонн20122013201420152016
Южная Африка127,8130,9110,0142,1133,4
Россия24,922,921,820,821,1
Северная Америка9,59,910,59,911,2
Зимбабве10,512,812,512,514,2
Прочие3,94,44,13,63,5
Всего добыча176,6180,9158,9188,9183,4

*данные Johnson Matthew


Утилизация автокатализаторов не оправдала ожиданий в течение двух лет подряд. Рост был неожиданно слабым в 2014 году, а объем поставок извлеченной из лома платины не смог приблизиться к ожидаемому, поскольку некоторые перерабатывающие лом предприятия нарастили товарно-материальные запасы в ответ на падение цен на МПГ. В прошлом накопление запасов обычно было недолгим явлением; тем не менее, в 2015 году, накопительство усилилось в условиях снижения цен на МПГ до многолетних минимумов. Эта тенденция была подкреплена обвалом цен на стальной лом, что в некоторых случаях сказалось на объемах утилизации отслуживших свой срок автомобилей. Результатом стало значительное и длительное падение объемов собираемых каталитических конвертеров, перерабатываемых и очищенных.


Предложение платины в мире, тонн

(с учетом вторичной переработки)

Предложение платины в мире, тонн

Источник - Johnson Matthey

Другие показатели рынка платины


Брутто-спрос на платину вырос почти на 300 тыс. унций до 8,46 млн унций в 2015 году, так как прирост спроса в автомобильной промышленности и со стороны инвестиционного сектора компенсировал умеренное снижение ювелирного спроса. В то время как усиление спроса в автомобильном секторе не стало неожиданностью, ввиду ужесточения европейского законодательства по выбросам, ювелирный и инвестиционные сектора закончили год на удивительно хорошей ноте: новая оценка Johnson Matthew для комбинированного спроса в этих двух секторах в 2015 году повышена на 250 тыс. унций по сравнению с отчетом от ноября 2015 года. Глобальный спрос на платину со стороны автомобильной промышленности достиг 3,43 млн. унций в 2015 году, прирост 6% по сравнению с предыдущим годом. Это было почти полностью обусловлено ростом использования в секторе дизельных легковых автомобилей (LDD), где потребление выросло на 11%. В противоположность этому, использование платины на мотоциклах, бензиновых автомобилях и сверхмощных транспортных средствах снизилось, хотя было отмечено небольшое увеличение потребления платины на внедорожных дизельных автомобилях.

2015 год был исключительно положительным годом для производства LDD во всем мире, с ростом производства до 16,3 млн. единиц, что выше предыдущего рекорда, установленного в 2011 году на более чем полмиллиона машин. Подавляющее большинство из них были оборудованы некоторой формой каталитического контроля выбросов: по оценкам Johnson Matthew, более 98% дизельных автомобилей, построенных в 2015 году, имели по меньшей мере один катализатор, содержащий платину. Европа на сегодняшний день является крупнейшим в мире рынком LDD, на нее приходится две трети мирового производства автомобилей в этом сегменте. Доля дизельных автомобилей в общем количестве произведенных в Европе автомобилей достигла более чем 50% в 2011 году, но на в течение последних четырех лет незначительно сократилась до 48% в 2015 году. Несмотря на это, в контексте быстро восстанавливающегося общего рынка, выпуск автомобилей LDD показал здоровый рост: на 6% до 9,4 млн. единиц. Это было ниже пика 2007 года на миллион единиц, но представляет собой самый высокий показатель за четыре года. В другом месте, другие региональные рынки также зарегистрировали здоровый рост производства в дизельном сегменте. Производство дизельных автомобилей в Японии выросло на 11%. В качестве одного из крупнейших производителей страна представила целый ряд дизельных компактных автомобилей для внутреннего рынка, конкурируя в первую очередь против бензиновых гибридов. В Северной Америке, производство дизельных автомобилей выросло на 9%: продажи легких грузовиков с дизельным двигателем света выросли, компенсировав падение продаж дизельных легковых автомобилей, после вывода из продаж некоторых моделей Volkswagen. В остальной части региона мира, общий объем производства LDD вырос на 2%, а недостаточная производительность в Индии (второй по величине в мире рынок дизельных автомобилей) была компенсирована в первую очередь ростом экспорта из Кореи и Таиланда (соответственно, третий и четвертый по величине производители LDD автомобилей по всему миру). Промышленный спрос на платину оставался стабильным в 2015 году, поскольку падение спроса со стороны переработчиков нефти компенсировало умеренный рост в стекольной и химической промышленности. Приобретение платины предприятиями химической промышленности оставалось на исторически высоких уровнях, с дополнительными инвестициями в производство смесей пропана и дегидрирования изобутана при добавлении сильного спроса со стороны традиционных секторов потребления таких, как производство параксилола и силиконов. Было отмечено также резкое увеличение спроса со стороны производителей стекла дисплеев, после двух лет продаж металла обратно на рынок в результате закрытия предприятий в 2013 и 2014 годах.


Потребление платины по странам и регионам мира*

тонн20122013201420152016
Европа60,854,560,664,771,5
Япония35,429,927,751,235,4
Северная Америка36,030,329,730,235,9
Китай71,481,578,774,677,5
Остальной мир42,272,157,442,449,5
Всего потребление245,8268,3254,1263,1269,8

*данные Johnson Matthew


Прогноз рынка платины

В течение 2015 года, экономические условия и ценовые движения, как правило, не были благоприятными для инвестиций в платину в Европе и Северной Америке. Цены неуклонно снижались с $1200 за унцию в январе до семилетнего минимума ниже $900 в декабре: это негативно отразилось на настроениях инвесторов по отношению к товарам в целом и, в частности, к платиноидам. Инвесторы были обескуражены сочетанием неопределенности по поводу перспектив рынка дизельных автомобилей и ювелирного рынка, в то время как быстрое возвращение к производству на полную мощность в ЮАР не оправдало любые ожидания краткосрочного сокращения поставок. Перспектива повышения процентной ставки в США также выступал в качестве сопротивления для инвестиций в драгоценные металлы в целом. Прогноз Johnson Matthew на поставку платины и спрос в 2016 году предусматривает значительный дефицит на рынке четвертый год. Аналитики видят мало шансов для какого-либо увеличения поставок вновь добытого металла, хотя комбинированные первичные и вторичные поставки могут подрасти, при предположении некоторого оживления в области переработки автокатализаторов. Что касается спроса, то 2016 год должен быть пиковым годом для использования платины на дизельных автомобилях Евро-6, в то время как существуют хорошие перспективы для дальнейшего умеренного роста ювелирного спроса. Промышленное потребление, как ожидается, будет необычайно сильным, в то время как продолжение японских закупок должно сохранить инвестиционный спрос на положительной территории.

В 2016 году цены на платину восстановились от минимумов ниже $820 за унцию в январе до более чем $1000 за унцию во второй половине апреля. Наблюдалось соответствующее увеличение чистой длины фьючерсных позиций, и это может свидетельствовать о том, что настроения участников рынка начали меняться в положительную сторону. Тем не менее, неопределенность в отношении перспектив экономического роста в целом, и для рынков платиновых ювелирных изделий и дизельных автомобилей, в частности, могут продолжать действовать в качестве «дракона» для инвесторов. Глобальные запасы платины, как ожидается, сократятся на 3% в 2016 году до 5,90 млн унций. После двух лет сокращения запасов, производители из Южной Африки теперь имеют меньшую гибкость в плане поставок металла из запасов; Johnson Matthew прогнозирует, что поставки из этого региона сократятся на 6% в 2016 году. Российские продажи, согласно прогнозам, изменятся незначительно, хотя с производством могут быть временные перебои в связи с изменениями у Норильского никеля. В противоположность этому, ожидается умеренное увеличение поставок из Зимбабве и Северной Америки. Объем платины, полученной в результате переработки транспортных средств с истекшим сроком эксплуатации, по прогнозам вырастет на 9% до 1,22 млн. унций в 2016 году. Значительный уровень накопленных запасов в 2015 году, в сочетании с предполагаемым ростом объемов переработки автокатализаторов, мог бы обусловить значительное увеличение поставок в 2016 году. Тем не менее, в первом квартале 2016 года, не было свидетельств такого подъема, несмотря на повышение цен на МПГ с начала года; это может отражать тот факт, что цены на сталь оставались близкими к многолетним минимумам. Поэтому Johnson Matthew с осторожностью смотрит на потенциал для увеличения объемов вторичной переработки в 2016 году. Возможно, полное восстановление на рынке переработки автокатализаторов будет отложено до 2017 года или за его пределы. В целом, при условии положительного инвестиционного спроса, как уже говорилось выше, Johnson Matthew считает, что рынок, вероятно, останется в значительном дефиците в 2016 году. В настоящее время аналитики прогнозируют, что разрыв между спросом и предложением увеличится примерно до 860000 унций. Следует отметить, что эта цифра базируется на предположении, что будет какое-то оживление в плане сбора и переработки отработанных автокатализаторов во второй половине 2016 года.


Экономические статьи

 – Мировые товарные рынки

 + Экономические блоки

 + Финансы и инвестиции

 + Экономика предприятия

 + Экономические индексы

 + Макроэкономика

 + Основы менеджмента

 + Основы маркетинга

 + Мировая экономика

 + Экономические организации

 + Стратегическое управление

 + Экономика стран мира

Графики

 + Показатели стран мира

 + Курсы валют

 + Фондовые индексы

 – Цены на биржевые товары

 + Цены на акции

 + Экономические индикаторы

Экономические показатели

Экономические новости

Статистика